Русский поэт, прозаик, драматург и переводчик Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря (1 декабря по старому стилю) 1873 года в Москве в купеческой семье. , затем учился в гимназиях Франца Креймана (1885-1889) и Льва Поливанова (1890-1893). В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1899 году.
Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы. Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее появились первые его рассказы. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Николая Некрасова, затем был очарован поэзией Семена Надсона. К началу 1890-х годов наступила пора увлеченности Брюсова произведениями французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника "Русские символисты", куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами); большая их часть была написана под влиянием французских символистов. В третьем выпуске "Русских символистов" было помещено брюсовское однострочное стихотворение "О закрой свои бледные ноги", быстро обретшее известность, обеспечившее ироническое отношение к сборникам со стороны публики.
В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова — Chefs d’œuvre ("Шедевры"), в 1897 году — сборник стихов Me eum esse ("Это — я") о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899 году, окончив университет, Брюсов принял решение полностью посвятить себя литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала "Русский архив". После организации издательства "Скорпион", которое стало выпускать "новую литературу" (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала "Весы" (1904-1909), ставшего рупором русского символизма.
В 1900 году вышла книга Брюсова "Третья стража", после которой автор получил признание как большой поэт. В 1903 году он опубликовал книгу Urbi et Orbi ("Граду и миру"), в 1906 году — поэтический сборник "Венок".
Книгу "Земная ось" (1907) составили фантастико-символическая драма "Земля" и рассказы. Брюсов — автор романов "Огненный ангел" (отдельное издание 1908), "Алтарь победы. Повесть IV века" (1911-1912), повестей и рассказов (вошли в книгу "Ночи и дни", 1913), повестей "Рея Сильвия" (отдельное издание 1916), "Обручение Даши" (отдельное издание 1915), "Моцарт" (1915).
На рубеже первого десятилетия ХХ века поэзия Брюсова стала более камерной, появились новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник "Все напевы", 1909; книга "Зеркало теней", 1912).
© С. В. Малютин
© С. В. Малютин
Для театра Веры Комиссаржевской Брюсов перевел пьесы "Пеллеас и Мелизанда" Мориса Метерлинка (1907; постановка Всеволода Мейерхольда) и "Франческа да Римини" Габриэле Д’Аннунцио (совместно с Вячеславом Ивановым, 1908). Опубликовал психодраму "Путник" (1911), трагедию "Протесилай умерший" (1913). Переводил драматургию Эмиля Верхарна ("Елена Спартанская", 1909), Оскара Уайльда ("Герцогиня Падуанская", 1911), Мольера ("Амфитрион", 1913), Ромена Ролана ("Лилюли", 1922).
Занимался переводами Данте, Байрона, Гете, Метерлинка. Отдельными изданиями вышли переводы Эмиля Верхарна, Поля Верлена, Эдгара По, Оскара Уайльда, сборник французской лирики XIX века, "Великий ритор. Жизнь и сочинения Децима Магна Авсония" (1911), "Erotopaegnia. Стихи Овидия, Пентадия, Авсония, Клавдиана, Луксория" (1917).
В годы первой мировой войны Брюсов находился на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи.
Валерий Брюсов приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года, активно сотрудничал с новой властью. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию.
В 1917-1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года — отдел Российской книжной палаты). Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918-1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919-1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года — заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором.
Брюсов принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова). В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта "перед всей страной" и выражалась "благодарность рабоче-крестьянского правительства".
В 1920-е годы (в сборниках "Дали" (1922), "Mea" ("Спеши!", 1924) Брюсов радикально обновил свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы, футуристические конструкции стихосложения. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший ее Михаил Гаспаров назвал "академический авангардизм".
9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких. Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Валерий Брюсов был женат на Иоанне Рунт (брак между ними был заключен в 1897 году). Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти. После смерти Брюсова она стала хранителем его архива и издателем наследия мужа.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников.
Валерий Яковлевич Брюсов - поэт, прозаик, литературовед (13.12.1873 Москва — 9.10. 1924 там же, возможно самоубийство). Родился Валерий Брюсов в купеческой семье. С 1892 года он изучал историю в Московском университете (окончил его в 1899 году). На протяжении всей своей жизни Валерий Яковлевич занимался также научной и критической деятельностью. Например, в 1903 году он издал письма Пушкина в сборнике под названием "Далекие и близкие " (1912), опубликовал статьи о русских поэтах от Тютчева до своих современников.
Еще ребенком Валерий Брюсов писал стихи; в студенческие годы на него произвела большое впечатление французская поэзия, и он издал три небольших сборника "Русские символисты " (1894-95), где преобладали его собственные стихи, вдохновленные поэзией Бодлера, Верлена и Малларме. Следующие сборники Брюсова — "Chefs d"oeuvre " (Шедевры», 1895), "Me eum esse " («Это —я», 1897), "Tertia vigilia " («Третья стража», 1900) и "Urbi et Orbi " («Городу и миру», 1903), как это видно из их названий и содержания, свидетельствуют об обращении автора к западноевропейской классике, о его большом, основанном на научном изучении, интересе к чужим и древним культурам.
В 1904-09 годах Валерий Брюсов руководил самым крупным журналом символистов «Весы» и стал ведущей фигурой среди московских символистов. Славе его существенно способствовал пятый сборник его стихов "Stephanos " («Венок», 1906). И в дальнейшем Брюсов публиковал немало своих стихов, переводил со многих языков, но начал писать также прозу. Это были рассказы, насыщенные экзотикой и приключениями, и исторические романы "Огненный ангел " (1908 год) и "Алтарь победы " (1911-12 гг.). Шестой сборник стихов "Все напевы " (1909) показывает дальнейшее развитие его экспериментов в области рифмы и языковой выразительности.
Валерий Брюсов много путешествовал, часто бывал в Западной Европе. В 1913-14 годах было начато издание его сочинений в 25-ти томах. Во время первой мировой войны Валерий Яковлевич занимался издательской деятельностью и переводами с армянского языка. После революции он примкнул к режиму большевиков, в 1920 году Брюсов (единственный из не эмигрировавших поэтов-символистов) вступил в ВКП(б) и занимал должности в культурных учреждениях. В 1921 году он основал Институт литературы и искусства, которому позже было присвоено его имя. Наряду с этим Валерий Яковлевич Брюсов продолжал литературную и литературоведческую деятельность.
Творчеству этого автора в сильной мере присуща холодная рассудочность. Первые сборники его стихов были направлены на пропаганду символизма в России. При этом для него было в первую очередь важно не мировоззрение символистов, а новая система эстетических критериев. Проблемы формы, разрешавшиеся Брюсовым с величайшим вниманием и прилежанием, определяют его творчество. «Русский язык звучит у него с привкусом стали, на манер классической латыни» (Элиасберг). Будучи очень образованным человеком, Валерий Яковлевич в своей поэтической работе часто обращается к классическим мотивам, историко-мифологические темы определяют большую часть его творчества, не ограниченного национальными и социальными рамками. Он воодушевляется героическим, смотрит на любовь рассудочно, даже с большой долей жестокости и садизма.
Под влиянием Верхарна в начале века Валерий Брюсов обращается к теме большого города, "Конь блед " (1903-04) представляет эту тему в свете апокалиптических видений. «Он внес большой вклад в русскую поэзию как первооткрыватель перехода в строгой метрике стиха — от силлабо-тонического к тоническому, развитому далее в особенности Блоком» (Lewis).
Герой ранней прозы Брюсова — человек, который перед лицом безнадежной потерянности впадает в безграничный анархизм; ярче всего это, пожалуй, отражено в утопическом рассказе "Республика Южного Креста " (1905). Любовь Валерия Яковлевича к историческим, в частности, к античным сюжетам сказалась в его более поздней прозе, которую можно сравнить с прозой Д. Мережковского. "Огненный ангел " показывает Германию 16 века, в романе, кроме автобиографических черт, отразились основательные занятия автора оккультными науками. Действие романа "Алтарь победы " относится к Риму 4-го столетия, и здесь сказывается интерес Брюсова к религиозным проблемам. Для обоих этих произведений характерна культурно-историческая точность и умение выбрать перспективу. Продолжением романа "Алтарь победы" явился роман об окончательной христианизации Рима "Юпитер поверженный ", но он остался неоконченным и был напечатан лишь в 1934 году.
Основной период творчества Брюсова — до первой мировой войны. После того как Валерий Яковлевич, с его рационально-научным мировоззрением, пришел к сотрудничеству с новым режимом, он занимался больше организаторской деятельностью. Все стихи, еще писавшиеся Брюсовым между 1917-24 гг., по мнению советских эмигрантских и западных критиков, свидетельствуют о снижении его поэтического уровня.
Брюсов Валерий Яковлевич – известный русский поэт, один из основателей русского символизма, прозаик, драматург, литературовед, критик, переводчик. Московская купеческая семья, в которой он появился на свет 13 декабря (1 декабря по ст. ст.) 1873 г., не уделяла большого внимания воспитанию сына. Чаще всего Валерий был предоставлен сам себе, поэтому имел возможность читать все, что оказывалась под рукой, начиная научными статьями и заканчивая бульварными романами. Первое стихотворение было написано им в 8-летнем возрасте, а первая публикация Брюсова состоялась в журнале для детей «Задушевное слово», когда мальчику было 11 лет. Не особенно занимаясь сыном, родители все же обеспечили ему хорошее образование. С 1885 по 1893 гг. он проходил обучение в двух частных гимназиях. Будучи 13-летним подростком, Брюсов уже осознавал, что его жизненное призвание связано с поэзией.
В начале 90-х гг. Брюсов всерьез увлекся французскими символистами, которые, по его собственному признанию, открыли новый мир, сподвигли на творчество другого образца. В написанном в 1893 г. письме Верлену молодой Брюсов позиционирует себя как основоположника нового литературного течения в России, называет в качестве своей миссии его распространение. В период с 1893 по 1899 гг. он был студентом историко-филологического факультета Московского университета. За 1894-1895 г. им изданы три сборника под названием «Русские символисты», большинство стихов в которых были написаны им самим. В 1895 г. появился его дебютный «личный» сборник – «Шедевры», вызвавший на себя огонь претенциозным названием, которое критики посчитали не соответствующим содержанию.
После окончания университета в 1899 г. Брюсов получил возможность полностью отдаться творчеству. Вторая половина 90-ых отмечена в его биографии сближением с поэтами-символистами. В 1899 г. Брюсов был в числе инициаторов и руководителей нового издательства «Скорпион», сплотившего вокруг себя сторонников течения. В 1897 г. состоялась женитьба Брюсова на Иоанне Рунт, которая до самой смерти поэта была его верной подругой и помощницей.
В 1900 г. был опубликована книга «Третья стража», написанная в русле символизма, открывшая новый этап в творческой биографии Брюсова. В 1901 по 1905 г. Брюсов принимает непосредственное участие в создании альманаха «Северные цветы», с 1904 по 1909 г. он выступает редактором главного центрального печатного органа символистов - журнала «Весы». Значение деятельности Брюсова для русского модернизма и символизма в частности сложно переоценить. И возглавляемое им издание, и он сам слыли большими литературными авторитетами, Брюсова называли мэтром, жрецом культуры.
Апогеем своего творчества Брюсов считал сборник «Венок», который писался в условиях революционных событий 1905 г. В 1909 г. выход «Весов» остановлен, а к следующему году наблюдается заметное снижение активности движения символизма. Брюсов больше не позиционирует себя как лидер этого направления, не ведет литературную борьбу за право на его существование, его позиция становится более взвешенной. Период 1910-1914 гг. литературоведы называют кризисом Брюсова - как духовным, так и творческим. Когда началась Первая мировая война, в 1914 г. он в качестве военного корреспондента «Русских ведомостей» отправляется на фронт.
С приходом большевиков к власти начался новый жизненный и творческий этап. В.Я. Брюсов развивает бурную деятельность, стремясь везде быть на передовых позициях. В 1917-1919 гг. он являлся руководителем Комитета по регистрации печати, в 1918-1919 гг. - заведующим Московским библиотечным отделом при Наркомпросе, в 1919-1921 гг. он председатель Президиума Всероссийского союза поэтов (пребыванию на этом посту поспособствовало вступление поэта 1919 г. в партию большевиков). Были в его биографии и такие эпизоды, как работа в Госиздате, заведование литературным подотделом художественного образования при Наркомпросе, членство в государственном ученом совете, профессорство в МГУ. В 1921 г. Валерий Яковлевич выступил организатором Высшего литературно-художественного института, профессором и ректором которого был до конца жизни. Брюсов являлся редактором отдела литературы искусства и языкознания в коллективе, готовящем первое издание Большой советской энциклопедии.
Активной оставалась и творческая деятельность, однако его вдохновленные революцией творческие эксперименты остались одинаково мало понятыми как сторонниками модернизма, так и широкими массами. Тем не менее к 50-летнему юбилею в 1923 г. Советское правительство вручило поэту грамоту за заслуги перед страной. Смерть настигла Брюсова 9 октября 1924 г. В качестве причины называлось крупозное воспаление легких, наверняка усугубленное долгими годами увлечения литератора наркотиками. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Дома получил хорошее образование, в восьмилетнем возрасте начал писать стихи.
Первая публикация Валерия Яковлевича была в детском журнале "Задушевное слово", когда Брюсову исполнилось всего 11 лет.
С 1885 по 1893 годы Брюсов обучался в гимназии, с 1893 по 1899 годы учился в Московском университете на историко-филологическом факультете, который окончил с дипломом 1-й степени.
Еще в студенческие годы Брюсов издал сборник "Русские символисты" (выпуски 1-3, 1894 - 1895), состоявший в основном из его собственных стихов.
В 1899 году Брюсов становится одним из организаторов издательства "Скорпион", в 1900 году издает книгу "Третья стража", которая знаменует его переход к поэзии символизма.
С 1901 по 1905 годы под руководством Брюсова создавался альманах "Северные цветы", с 1904 по 1909 годы Брюсов занимался редактированием журнала "Весы", являвшимся центральным органом символистов. Выходят такие поэтические сборники Брюсова, как "Граду и миру" (1903), "Венок" (1906), "Все напевы" (1909). Много внимания поэт уделял и прозе, им написаны роман "Алтарь победы" (1911 - 1912), сборник рассказов "Ночи и дни" (1913), повесть "Обручение Даши" (1913) и другие работы. Брюсов приобрел репутацию мэтра литературы, его почитают, как "первого в России поэта" (А.А.Блок), "восстановившего позабытое со времен Пушкина благородное искусство просто и правильно писать" (Н.Гумилев). Октябрьскую революцию 1917 года валерий Брюсов встретил как праздник освобождения от оков самодержавия. В 1920 году поэт вступил в партию большевиков, возглавил президиум Всероссийского союза поэтов. Брюсовым был организован Высший литературно-художественный институт, где Валерий Яковлевич стал первым ректором. Однако жизнь Брюсова оказалась недолгой, 9 октября 1924 года он умер в Москве.
Наполнена «иностранным» воздухом, потому что связь с французской и латинской поэтической традицией была у них теснее, чем с русской. Роднит Брюсова с Бальмонтом и отсутствие тонкой отделки, тонких оттенков и «последнего штриха». Лучшие его стихи великолепны: пурпур и золото; худшие – полная безвкусица.
Как и у большинства русских символистов , стихи Брюсова состоят в основном из «высоких» слов и всегда торжественны и иератичны. В ранних стихах (1894–1896) он пытался привить России «поющее звучание» Верлена и ранних французских символистов, а также оживить и осовременить «напевы» Фета . Но в целом Брюсов поэт не музыкальный, хотя, как и все русские символисты, часто пользуется словами как эмоциональными жестами, а не как знаками с четким значением. Хотя его творчество пропитано культурой веков, Брюсов не философский и не «думающий» поэт. Одно время под влиянием Ивана Коневского Брюсов занялся метафизической поэзией, некоторые его стихи в этом роде – чудная риторика, но философии в них мало, больше патетических возгласов и противопоставлений.
Язык поэзии Брюсова более сжатый и выразительный, чем у Бальмонта, и иногда он достигает вершин поэтической выразительности, но точности ему не хватает: его слова (иногда замечательные) никогда не бывают «счастливыми находками». Любимые темы Брюсова – размышления о прошлом и будущем человечества, изображение половой любви как мистического ритуала и, как любили говорить в его время, – «мистицизм повседневности», то есть описание крупных современных городов как таинственного леса символов.
Творчество Брюсова. Видеолекция
Лучшие стихи Брюсова содержатся в сборниках Urbi et orbi (1903) и Stephanos (1906). В Stephanos входит и замечательный цикл вариаций на вечные темы греческой мифологии (Правда вечная кумиров ). Такие стихи, как Ахиллес у алтаря (Ахиллес ждет рокового обручения с Поликсеной), Орфей и Эвридика , Тезей Ариадне – лучшие достижения «классической» стороны русского символизма, стремившейся к иератической возвышенности и символической наполненности.
Проза Брюсова в целом такая же, как и стихи: торжественная, иератическая и академичная. В прозе затрагиваются те же темы: картины прошлого и будущего, таинственные «бездны» любви – часто в самых ее извращенных и ненормальных проявлениях. Как и у стихов, у прозы – явно «переводной с иностранного» вид. Брюсов сам это чувствовал и часто нарочно стилизовал прозу под иностранные образчики прошлых эпох. Один из лучших рассказов Брюсова – В подземной тюрьме – написан в стиле новелл итальянского ренессанса. Лучший роман Брюсова – Огненный ангел (1907) – рассказывает о немецком купце времен Лютера . Прием стилизации спас прозу Брюсова от «поэтизации» и импрессионистичности. В целом, проза его мужская, прямая, в ней нет манерности. На сюжеты и композицию прозаических сочинений сильно повлиял Эдгар По . Особенно влияние этого великого писателя чувствуется в подробном документальном описании будущего цивилизации в Республике Южного Креста и в хладнокровном изучении патологических психических состояний в рассказе Теперь, когда я проснулся .
В прозе Брюсова есть холодность и жестокость: там нет жалости, нет сострадания, только холодный огонь чувственной экзальтации, желание проникнуть в потаенные уголки человеческой порочности. Но Брюсов не психолог, и его картины чувственности и жестокости всего лишь ярко раскрашенный карнавал. Главное произведение Брюсова в прозе – Огненный ангел – лучший, возможно, русский роман на иностранный сюжет. Сюжет – колдовство и суд над ведьмой. Появляются доктор Фауст и Агриппа Неттесгеймский. Роман проникнут подлинным пониманием эпохи и полон «эрудиции», как романы Мережковского , но свободен от наивного мудрствования этого автора и несравнимо занимательнее. В сущности, это очень хороший, умело построенный исторический роман. Спокойная манера ландскнехта, в которой он ведет рассказ о страшных и загадочных событиях, свидетелем которых он был, делает роман особенно захватывающим чтением.
Второй роман Брюсова – Алтарь победы (1913), действие которого развивается в четвертом веке в Риме, гораздо хуже: книга длинная, скучная, лишенная творческого элемента.