Развитие доспехов в средние века в западной европе. Рыцари - мир средневековья Польский тяжелый кавалерист XI века

Это будет интересно всем любителям средневековой истории.

Последовательность облачения рыцаря 13-го века.


Шаг 1. Совершенно понятно, что кольчуга надевалась не на голое тело
и не на нижнее белье. Сначала нужно было защитить ноги при помощи
довольно толстых стеганных штанов:

Шаг 2. Затем уже надевались кольчужные "сапоги-чулки",
которые подвязывались к поясу рыцаря.
Под коленями они стягивались специальными ремнями,
иначе получилась бы слишком большая нагрузка на поясницу:

Шаг 3. Прежде чем надеть кольчугу, рыцарь облачался в такой же как и штаны
стеганный кафтан:

Шаг 4. Надевается кольчуга.
Вот теперь рыцарь защищен почти полностью:

Шаг 5. Поверх кольчуги обязательный плащ геральдических цветов рыцаря с его родовым гербом,
иначе было бы непонятно, что это за рыцарь и на чьей стороне в бою он выступает.
Впрочем, плащи рыцарей католических орденов чаще всего не отличались друг от друга,
если говорить о членах одного ордена.

Тогда отличительным знаком служил шлем, имеющий соответствующие геральдические знаки.
Отличить рыцарей можно было и по форме шлема. В отличие от пеших кнехтов, шлемы которых
были единообразными, конные рыцари стремились к индивидуальности и их шлемы были весьма
разнообразными как по форме, так и по декору.
Шлем также надевался не на голую голову, а на некий чепчик с подвязками под подбородком.

Шаг 6. Экипировка коня.
Во время рыцарских турниров, как правило, конь также облачался в попону
геральдических цветов рыцаря-наездника. Но в реальных сражениях это было
не обязательным правилом.


Зимой в таком облачении рыцарю, может быть, было и комфортно. Но в теплое (и особенно жаркое) время года, он должен был просто изнывать от жары, обливаясь потом. А учитывая отношение западноевропейского средневековья к гигиене, можно себе представить, как от этих благородных рыцарей воняло!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Рыцари

Рыцари считали себя лучшими во всем: в общественном положении, в военном искусстве, в правах, в манерах и даже в любви. На весь остальной мир они взирали с крайним пренебрежением, считая горожан и крестьян "неотесанными мужланами". И даже священников они считали людьми, лишенными "благородных манер". Мир, в их понимании, вечен и неизменен, а в нем вечно и неизменно господство рыцарского сословия. Красиво и нравственно только то, что относится к жизни и деятельности рыцарей, все остальное - безобразно и аморально.










Происхождение

Происхождение рыцарства относится к эпохе Великого переселения народов - VI - VII вв. В эту эпоху окрепла власть королей: завоевания и связанная с ними огромная добыча резко подняли их авторитет. Вместе с королем усиливались и члены его дружины. Сначала их возвышение над соплеменниками было относительным: те оставались свободными и полноправными людьми. Подобно древним германцам, они были одновременно землевладельцами и воинами, участвовали в управлении племенем и в судебных разбирательствах. Правда, рядом с их сравнительно небольшими участками росли крупные земельные владения знати. Чувствуя свою безнаказанность, магнаты нередко силой отбирали землю и имущество у более слабых соседей, которых заставляли признать себя зависимыми людьми.












Численность и роль
в средневековом обществе

Численность рыцарства в Европе была невелика. В среднем рыцари составляли не более 3% населения той или иной страны.В силу особенностей исторического развития Польши и Испании количество рыцарей там было несколько выше, но тоже не более 10%. Однако роль рыцарства в Средневековой Европе была огромной. Средние века были временем,когда все решает сила, а сила была именно в руках рыцарства. Именно рыцари (если этот термин рассматривать как синоним слова феодал) владели и основным средством производства - землей, и именно они сосредоточили всю полноту власти в средневековом обществе. Количество рыцарей, находящихся в вассальной зависимости сеньора, определяли его знатность.

Кроме того, очень важно отметить, что именно рыцарская среда породила особый тип культуры, ставший одной из наиболее ярких сторон культуры Средневековья. Идеалами рыцарства были пронизаны как вся придворная жизнь,так и военные конфликты, дипломатичекие отношения.Поэтому изучение особенностей рыцарской идеологии представляется совершенно необходимым для понимание всех сторон жизни средневекового общества.

Рыцари | Посвящение

Становясь рыцарем, юноша проходил процедуру посвящения: его сеньор ударял его плашмя мечом по плечу, они обменивались поцелуем, который символизировал их взаимность.



Доспехи

  1. Шлем 1450 г.
  2. Шлем 1400 г.
  3. Шлем 1410 г.
  4. Шлем Германия 1450 г.
  5. Миланский шлем 1450 г.
  6. Италия 1451 г.
  7. - 9. Италия (Тлммазо Негрони) 1430 г.

















Рыцарское вооружение

Средневековый феодал был вооружен тяжелым холодным железным оружием: длинный меч с крестообразной рукоядкой метровой длины, тяжелое копьё, тонкий кинжал. Кроме того применялись палицы и боевые топоры (секиры), но они довольно рано вышли из употребления. Зато рыцарь всё больше внимания уделял средствам защиты. Он надевал на себя кольчугу или панцирь, сменившие прежние кожаные латы.

Первые панцири из железных пластин начали применяться к XIII веку. Они защищали грудь, спину, шею, руки и ноги. Доплнительные пластины накладывались поверх плечевых, локтевых и коленных суставов.

Непременной частью рыцарского вооружения стал треугольный деревянный щит, на который набивались железные пластинки.
На голову надевался железный шлем с забралом, которое могло подниматься и опускаться, защищая лицо. конструкции шлемов постоянно менялись, обеспечивая все лучшую защиту, а иногда просто ради красоты. Покрытый всем этим металлом, кожей и одеждой рыцарь при длительном сражении страдал от сильной жары и жажды, особенно летом.

Боевой конь рыцаря стал покрываться металлической попоной. В конце концов рыцарь со своей лошадью, к которой он как бы приростал, становился своего рода железной крепостью.
Такое тяжелое и неуклюжее вооружение делало рыцаря малоузвимым для стрел и ударов копьём или мечом противника. Но оно же приводило к малой подвижности рыцаря. Выбитый из седла рыцарь уже не мог сесть верхом без помощи оруженосца.

Всё же для пешего крестьянского войска рыцарь оставался долгое время страшной силой, против которой крестьяне были беззащитны.

Горожане скоро нашли средство разбивать отряды рыцарей, используя свою большую подвижность и одновременную сплоченность, с одной стороны, и лучшее (по сравнению с крестианским) оружее - с другой. В XI - XIII веках рыцари не раз бывали биты горожанами в разных странах Западной Европы.
Но только изобретение и усовершенствование пороха и огнестрельного оружия в XIV веке и далее положило конец рыцарству как образцовой военной силы средневековья.


Феодальные замки и их устройство

Важнейшим после собора типом здания в Средние века, несомненно, являлся замок. В Германии вслед за формированием типа династической крепости в 11 веке сложилось представление о практических и символических преимуществах значительной высоты здания: чем выше замок, тем он лучше. Герцоги и князья соперничали друг с другом за право называться обладателем самого высокого замка. В средневековом мировосприятии высота замка непосредственно соотносилась с могуществом и богатством его владельца.
Взяв за образец юго-западную часть Германии, где замки возводились особенно активно, рассмотрим вкратце некоторые политические, социальные и юридические аспекты развития фортификационной архитектуры.
Представители династии Гогенбергов, потомки графов Поллернов, следовали традиции, которая предписывала крупному сеньору в знак своего могущества и власти возводить замок на вершине скалы. В середине 12 века эта ветвь Цоллернов избрала местом для фамильной крепости скалистый горный пик над горным лугом, известный ныне как Гуммельсберг (близ Роттвайля). Оказавшись таким образом на высоте около километра, замок Гогенбергов "обогнал" замок Цоллернов - Гогенцоллерн приблизительно на 150 метров. Чтобы подчеркнуть такое преимущество, графы - владельцы замка взяли фамилию в честь этого горного пика: "Гогенберг" означает по-немецки "высокая гора" ("hohen Berg"). Подобные Гуммельсбергу конические выходы горных пород, обрывистые со всех сторон, типичны для швабских нагорий. Они были идеальными географическими символами власти и величия.
Средневековый замок был средоточием жизни феодального двора. Сохранились документальные свидетельства того, что замки выполняли многие церемониальные функции дворца: известно, например, что в замке графа Альбрехта 2 Гогенберга на Рождество 1286 года были устроены продолжительные и чрезвычайно пышные торжества в честь гостившего при графском дворе императора Германии Рудольфа 1. Известно также, что в замках служило множество таких характерных для административного устройства дворца должностных лиц, как дворецкие, сенешали и маршалы, и это еще одно свидетельство частоты, с которой в замках устраивали всевозможные праздники.
Как выглядел типичный средневековый замок? Несмотря на различия между местными типами замков, все средневековые немецкие замки в целом строились приблизительно по одной схеме. Они должны были удовлетворять двум основным требованиям: обеспечивать надежную защиту при нападении врага и условия для социальной жизни общины в целом и феодального двора в особенности.
Как правило, замок был окружен оградой, стены которой опирались на массивные контрфорсы. Поверху стены обычно проходила крытая дозорная дорожка; остальные части стены были защищены зубцами, чередующимися с амбразурами. Внутрь замка можно было попасть через ворота с привратной башней. В углах стены и вдоль нее через определенные промежутки также возводились башни. Хозяйственные постройки и замковая часовня обычно располагались в непосредственной близости от таких башен: это обеспечивало большую безопасность. Главным зданием, где находились жилые покои и приемные для гостей, являлся палас - немецкий аналог большого зала, выполнявшего те же функции в замках других стран. К нему примыкали стойла для скота. В центре двора высился донжон (иногда его размещали ближе к паласу, а подчас и вплотную к нему). Замок Лихтенберг к северу от Штутгарта - один из немногих, полностью сохранившихся до наших дней средневековых немецких замков. По клеймам каменщиков его возведение датируется приблизительно 1220 годом.
Возвращаясь к Гогенбергам, следует отметить, что они наряду с пфальцграфами Тюбингена принадлежали к числу самых могущественных аристократических родов Юго-Западной Германии 12 - 13 веков. Им принадлежали обширные поместья в районе верхнего течения реки Неккар, а также, кроме главного замка Гогенбурга, замки в Ротенбурге, Хорбе и других местах.
Именно в Хорбе, городе, выстроенном на холме над Неккаром, вплотную приблизилась к воплощению мечта Гогенбергов об идеальной резиденции, сплошь усеянной башнями, устремленными в небеса. Прежний владелец Хорба, пфальцграф Тюбингенский Рудольф 2, задумал, но не успел завершить проект строительства грандиозного замка на скальном выступе, нависающем над городским рынком. В конце 13 века Хорб как часть приданого невесты из рода Тюбингенов перешел к Гогенбергам, которые и довели до конца строительные работы, объединив замок с городом таким образом, чтобы под защитой замковых стен оказалась и городская церковь. Построенная в 1260 - 1280 годах, эта бывшая коллегиальная церковь Святого Креста ныне посвящена Деве Марии.
В результате замок и город в Хорбе уникальным образом срослись в единое целое. Почти наверняка Хорб первым из немецких городов послужил основой для резиденции сеньора. Благодаря этому в самом городе появилось много зданий, принадлежавших графу, что стимулировало развитие функций графского двора как социального института.
Дальнейшее развитие этого процесса происходило в Ротенбурге. В 1291 году граф Альбрехт 2 Гогенберг, прежде живший в уединении на Вайлербургской вершине, основал для себя резиденцию над Ротенбургом; замок и город также образовали здесь единое целое. Уединенный вайлербургский замок на скале, отрезанный от общественной жизни, разумеется, не был заброшен окончательно, но в основном утратил роль резиденции. Ротенбург же превратился в столицу Гогенбергов и остался городом-резиденцией даже после того, как этот графский род угас.

Таким образом, развитие средневековых городов-резиденций в 13 - 14 веках определялось в основном процессом переноса замка в город. Этот процесс, сформировавший новый тип градостроительной культуры и повлекший за собой важные политические и социальные последствия, можно рассматривать в контексте частой смены властителей.
Усиление политической власти сеньоров создавало потребность в содержании более пышных дворов и финансировании дорогостоящих строительных проектов - городов-замков и дворцов-замков. Разумеется, столь откровенная демонстрация силы навлекала на новые замки опасность. Замок и окружающую территорию следовало тщательно укреплять. Для обороны требовались мощно укрепленные замковые стены и хорошо вооруженные рыцари; однако открытому столкновению обычно предшествовали напряженные дипломатические переговоры. И только если все возможности ненасильственного разрешения конфликта оказывались исчерпаны, объявлялась война и противники закрывались в своих замках, чтобы подготовиться к боевым действиям.
Затем сеньор либо выступал из замка со своим войском, либо принимал оборонительные меры. В подготовке к обороне участвовал не только замок, но и город. По окончании войны подписывали мирный договор, единственной целью которого было предотвращение дальнейших распрей. В договоре устанавливались новые границы, которые подчас описывались вплоть до мельчайших деталей, с перечислением пастбищ и феодов. Потомки, однако, нередко не желали признавать законность такого передела земли, и если такой конфликт, затянувшийся на поколения, не удавалось уладить, он в конце концов мог привести к гибели замка или к смене властителя. В Средние века формально объявленные междоусобные войны зачастую считались совершенно законным средством восстановления наследственных прав.
Некоторые средневековые замки, а впоследствии и города-резиденции развились в культурные центры. Если сеньор оказывался любителем изящных искусств, он старался привлечь ко двору ученых и художников, основывал университет и заказывал работы по строительству или отделке храмов и дворцов.


Досуг

Турниры

Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.


Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.

Рыцарские девизы

Важным аттрубутом рыцаря был его девиз. Это краткое изречение, выражающее важнейшую сторону характера рыцаря, его жизненные принципы и устремления. Часто девизы изображались на гербах рыцарей, их печатях, доспехах. Многие рыцари имели девизы, подчеркивавшие их смелость, решительность и особенно полную самодостаточность и независимость от кого бы то ни было. Характерными рыцарскими девизами были следующие: "Иду своей дорогой", "Другим не стану", "Вспоминай меня часто", "Я осилю", "Я не король и не князь, я граф де Куси".

Краткое описание мифа

Мало найдётся представлений о нашем прошлом, которые так прочно сидели бы в народном сознании. Даже если кто забыл всё, что учил в школе про Древнюю Русь, и тот с ходу вспомнит: у немецких рыцарей, бившихся с Александром Невским в Ледовом побоище на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, доспехи были тяжелее, чем у русских. Поэтому лёд под ними в конце концов не выдержал - и немцы стали тонуть, и потонули.

Первоисточник таких представлений - гениальный фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна « » (1938 г.). Это там Александр Невский прямо говорит: «Немец тяжелее нас, под ним и проломится». Что дальше и показывается весьма наглядно и с большой художественной выразительностью. Фильм был настолько впечатляющ, что даже в популярных брошюрах в последующие годы Ледовое побоище описывалось не по историческим источникам, а «по Эйзенштейну». Вот постепенно миф в сознании и закрепился.

На самом деле

А между тем это именно миф. И самое интересное, что первая часть его - о том, что немцы были вооружены тяжелее, чем русские, - не только порождена кинофильмом «Александр Невский», но им же и опровергается!

Внешний облик орденских братьев-рыцарей Тевтонского ордена - и русских дружинников первой половины XIII в. в фильме воспроизведен с очень большой точностью, и неспроста: картину консультировали лучшие советские историки того времени: знаменитый археолог Артемий Владимирович Арциховский, Юрий Владимирович Готье, Михаил Николаевич Тихомиров, специалист по европейскому средневековью Николай Павлович Грацианский.

И хорошо видно, что из защитного вооружения у орденских братьев - почти исключительно кольчуги (правда, закрывающие всё тело, с кольчужными чулками и перчатками). А у русских аналогов западноевропейского рыцарства - князей и дружинников - поверх кольчуги надет ещё и пластинчатый доспех - «брони дощатые». Это стальные пластины, которые либо соединены между собой ремешками, либо приклёпаны одной из четырёх сторон к кожаной основе; и в том, и в другом случае получался своего рода бронежилет с разрезом сзади, стягиваемым ремнями.

Шлемы у немцев, конечно, закрывают всю голову целиком, но и у русских дружинников они закрывали всю верхнюю половину лица. Потому что либо сидели на голове очень глубоко, так что для глаз приходилось делать полукруглые вырезы, либо снабжались откидной «личиной» - полумаской (именно в таком шлеме сражается в фильме Александр Невский Николая Черкасова). С учётом вытянутой вверх, сфероконической или куполообразной формы русские шлемы вряд ли весили меньше немецких.

В киноверсии Александр Невский (справа) снаряжён вряд ли «легче» своего противника.

Всё вышесказанное подтверждается как рисунками средневековых хроник, так и археологическими данными.

Да, европейские рыцари XIII века тоже носили поверх кольчуги пластинчатый «бронежилет». Он мог быть если не у орденских братьев, то у их союзников в той битве - вассалов дерптского епископа и датского короля. Но даже и в этом случае немецкие и датские рыцари весили не больше, чем русские дружинники.

Рыцарские кони были защищены конским доспехом (из простёганной ткани на вате, амортизирующей удары). Но, судя по сообщению Галицко-Волынской летописи о том, что кони дружинников Даниила Галицкого в конце 1240-х годов были «в личинах и коярех кожаных», конский доспех имелся тогда и у русского рыцарства. (его конструкция была, по-видимому, заимствована у монголов). И вес немецких и датских коней был поэтому тоже вряд ли больше, чем у русских.

Впрочем, всё это представляет лишь академический интерес. Дело в том, что ни один из источников, повествующих о Ледовом побоище, ни словом не упоминает о том, чтобы хоть кто-то провалился под лёд и утонул! Ни русские источники - Новгородская I летопись старшего извода и «Житие Александра Невского» (созданные в том же XIII веке), - ни немецкие - «Старшая Ливонская рифмованная хроника» (тоже XIII столетия) или более поздние, созданные в XV - XVI веках. В «Рифмованной хронике» указано лишь, что орденские братья были разбиты и потеряли 20 убитыми и 6 пленными и что часть рыцарей дерптского епископа бежала с поля боя. Да, внимание составителей этой хроники было сосредоточено почти исключительно на Ордене и его братьях.

Может, тонули люди епископа, короля и/или союзные немцам эсты («чудь»)? Но и русская Новгородская I летопись тоже ничего не пишет об утонувших. Там сказано лишь, что немцы в результате сражения «падоша», а «чудь» обратилась в бегство и была преследуема на протяжении семи вёрст, до западного берега озера, что немцев погибло 400, «чуди» - «без числа», а 50 немцев попали в плен. А «Житие Александра Невского» вообще фиксирует лишь яростный накал сражения и факт разгрома и долгого преследования врага…

Подробно и увлекательно об этих и других фактах Ледового побоища рассказывает санкт-петербургский историк Клим Жуков в беседе с Дмитрием Пучковым .

Ледовое побоище 1242 года. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век.

Но такова великая сила искусства - миф, так красочно показанный в великом кино, продолжает жить.

Нет ли в том какой злонамеренной фальсификации истории? Да нет, пожалуй.

Во-первых, битва действительно была, и была именно в тех исторических обстоятельствах, о которых языком художественных образов рассказывает фильм. И воинство Александра Невского действительно побило там неприятеля.

Во-вторых, то, что наши обиходные представления о Ледовом побоище строятся больше на фильме, чем на исторически достоверных сведениях (хотя их ведь тоже никто не отрицает и не скрывает), - вовсе непредосудительно. Ведь гениальное творение С. Эйзенштейна - тоже факт истории. И, значит, мы знаем об этом подвиге наших предков в два раза больше.

Литература

Володихин Д.М. Рюриковичи. М., 2015.

Кирпичников А.Н. Ледовое побоище. Тактические особенности, построение и численность войск // Цейхгауз. 1997. № 1 (6).

Хрусталёв Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII - XIII вв. Т. 1. СПб., 2009.

Читайте также:

Андрей Сорокин.

Виктор Мараховский, Иван Зацарин.

Виктор Мараховский.

Иван Зацарин.

История заблуждений.

Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 3: выбор Александра Невского

***

Александр Шишков. «Европейский выбор Власова»: о навязчивой пропаганде идеологии предательства

Виктор Мараховский.

Иван Зацарин.

Андрей Смирнов. Древнерусская народность: что об этом пишут в учебниках

Иван Зацарин.

Иван Зацарин. Инструкция по собиранию русских земель. К юбилею Сообщества России и Белоруссии

Иван Зацарин.

Андрей Сорокин.

Андрей Сорокин.

Читая о рыцарях, воинах тринадцатого века, мы часто сталкиваемся с упоминаниями об их доспехах и оружии. Как выглядели воинские доспехи 13 века, как воин надевал всё своё снаряжение, как он его использовал? Можно конечно обратиться к многочисленным справочным материалам, в которых содержится информация по этим вопросам, но ничто не сравнится с хорошей практической демонстрацией рыцарского снаряжения 13 века.

Многочисленные военно-исторические клубы изучают военное снаряжение различных эпох, изготавливают рыцарские доспехи и оружие, и даже знают каким было нижнее бельё в 13 веке. Участники военно-исторических клубов прекрасно знают, что гораздо интереснее увидеть всё своими глазами.

Практика показала, что для надевания всего снаряжения и полной экипировки воина 13 века понадобится много времени и помощь , как минимум, одного слуги-оруженосца, но лучше взять двух помощников, которые знают что делать.

Для начала рыцарь должен облачиться в нижнее бельё тринадцатого века.

Поверх нижнего белья воин надевает не цельные брюки, а две простёганные брючины , которые крепятся специальными кожаными ремешками к поясу. На ногах воина самодельная кожаная обувь , сшитая по старинным выкройкам.

Первый предмет кольчужного облачения рыцаря — это кольчужные поножи (англ. Chain Leggings), которые надевают «по ноге» поверх простёганных брючин.

Кольчужные поножи довольно трудно надеть , так как они должны достаточно плотно прилегать к ноге.

Если бы они были слишком свободными, рыцарю было бы трудно ходить, ноги цеплялись бы одна за другую.

Кольчужные поножи дают рыцарю возможность удобно сидеть на коне.

Крепятся кольчужные поножи специальными ремешками к поясу рыцаря.

Для того. чтобы предотвратить провисание кольчужных поножей, их поддерживают дополнительные кожаные ремешки, подвязанные вокруг колена и лодыжки.

Затем рыцарь надевает толстую мягкую стёганку (англ. gambeson — комбинезон), состоящую из множества слоев материала, ткани, ваты и конского волоса, вся стёганка прошита прочными нитками, поэтому он твердая на ощупь, и в то же время мягкая броня, как одеяло.

Хорошая стёганка может стоять сама по себе! Простёганная плотная ткань, как ватник, ослабляет силу любых ударов, которые могут поразить рыцаря, а также является смягчающим защитным слоем от жёсткого прикосновения железной кольчуги.

Стёганка очень тёплый и плохо «дышащий» материал, поэтому рыцарь становился очень горячим и потным во время движения или сражения в течение нескольких часов. Перед боем или перед походом воин должен был выпить достаточное количество воды, иначе он мог погибнуть от обезвоживания.

Затем рыцарь надевает мягкий простёганный подшлемник, скрывающий его волосы и служащий защитой головы от железной кольчуги .

Что характерно и для изготовления кольчуги этого периода?

Если вы внимательно посмотрите на крупный план, вы увидите, что он состоит из чередующихся рядов сплошных колец и заклёпанных звеньев.

Этот способ соединения колец немного быстрее, потому что не нужно клепать каждое кольцо, но это всё ещё очень трудоемкий процесс.

Сначала кузнец ковал сталь, делал отдельные звенья, правильно соединял их, выполняя клёпку.

Речь идёт о нескольких неделях работы квалифицированного мастера, а также о дорогих материалах. Именно поэтому кольчуга была очень дорогой, и заказать её мастеру было возможно только для состоятельных людей.

Кольчуга была изобретена приблизительно в середине I тысячелетия до н. э., но нельзя точно сказать, кто и где впервые изготовил её.

Слово «кольчуга» происходит от слова ведического санскрита « доспехи из множества колец (с корнем «кол», «коло» -«круг, кольцо»); латы, плотно прилегающие к верхней части тела, панцирь из колец. Это производное слово от корня «каньк» - kañc - 1) ‘связывать’ , 2) «светить».

Надеть кольчугу воину самостоятельно тоже не просто. Хауберк довольно тяжёлый, но он также очень гибкий, поэтому рыцарь в нём может легко передвигаться.

С X века распространение кольчуг достигла своего максимума, когда были изобретены хауберки (англ. Hauberk) , с капюшоном и рукавицами и рубахой (англ. mail shirt) , покрывающей всё тело.

Слово хауберк происходит от старо-немецкого слова «Halsberge », которое первоначально означало Hals -«халс» - горло и berge- «береги».

B XIII веке в Европе кольчуги иногда усиливали обширными наплечными и нагрудными пластинами.

Как видите, у хауберка есть встроенный капюшон , который должен быть зашнурован кожаным ремешком вокруг головы.

Кожаный ремешок удерживает капюшон на месте, и служит для того,чтобы он не падал вперёд на глаза, а держался бы на лбу рыцаря, когда он скачет на коне или сражается в бою.

Капюшон снабжён воротником, который защищает горло.

Гибкий воротник капюшона может быть закреплён в двух положениях — вверх и вниз.

Важной деталью экипировки рыцаря является ремень на поясе , который помогает распределить вес тяжёлой кольчуги.

Когда рыцарь надевает хауберк, весь вес железной экипировки, свисая, давит на его плечи.

Если воин поднимет руки, а слуга-оруженосец плотно завяжет ремень вокруг талии , то снова опустив руки, воин почувствует, что большая часть веса кольчуги теперь удерживается ремнём.

Неотъемлемой частью снаряжения рыцаря 13 века являются рукавицы.

Рукавицы имеют кольчужную защиту с тыльной стороны , но со стороны ладони они кожаные, чтобы рыцарю было легче держать поводья коня и оружие.

На ладони кожаной рукавицы есть прорезь, для того, чтобы рыцарь мог вынуть руку из рукавицы, когда это необходимо.

Если вы посмотрите на современные иллюстрации боя, то увидите, что на рыцарях всегда надеты рукавицы, и для этого есть причина.

Никто в здравом уме не пойдет в бой без рукавиц, прежде всего это защита от повреждения рук, держащих оружие. Руки в рукавицах, окованных кольчужной защитой с тыльной стороны — это мощное оружие в ближнем бою.

Рукавицы прикреплены к хауберку (англ.hauberk), но расположены так, что вы можете их снять или надеть. У них также есть кожаная завязка вокруг запястья, чтобы они удерживались на месте.

Поверх хауберка рыцарь надевает сорочку (англ. sur +coat — «сюркоат», отсюда происходит слово «сюртук»). Мнения исследователь расходятся относительно первоначальной цели ношения сорочки.

Исследователи воинского снаряжения считают, что верхняя сорочка защищала железную кольчугу от нагревания на солнце, ведь, кольчуга могла стать слишком горячей, или сорочка могла защитить кольчугу от дождя, ведь, железная кольчуга могла заржаветь. В любом случае, сорочка служила обеим целям.

Верхняя сорочка (Surcoat) использовалась для нанесения герба рыцаря, что было очень важно, так как очень трудно отличить одного воина от другого, когда на них надеты кольчужные шлемы и подняты воротники.

В начале 13 века геральдические символы были довольно простыми, в основном это геометрические рисунки или стилизованные изображения животных.

На щитах рыцарей 13 века ещё не было очень сложных геральдических эмблем и гербов, состоящих из четвертей и восьмых, указывающих родство с дальними предками рода. Эмблемы 13 века можно охарактеризовать, как «приукрашенный соболь (sable)» , то есть чёрно-белый цвет.

Поверх сорочки с гербом рыцарь надевал пояс с мечом. Меч в ножнах крепился с левой стороны , чтобы рыцарь мог быстро и легко схватить рукоять меча правой рукой.

Кстати, мечи 13 века гораздо менее тяжелые, чем многие считают, они весили около 3 фунтов или 1,5 кг, что всего лишь в три раза больше, чем у фехтовальной шпаги. Меч — это оружие баланса и мастерства, а не ударное оружие, как булава.

Рыцарь мог бы в левой руке держать булаву или топор, и наносить сокрушительные, смертельные удары по противнику. В зависимости от ситуации, рыцарь мог использовать свой щит, держа его в левой руке.

Затем на голову рыцаря надевается дополнительная мягкая защитный головной убор, с вшитым кругом, наподобие эгалема , какие носят на голове арабы. Этот круг помогает удерживать кольчужный шлем на месте, так же, как эгалем удерживает мужской головной платок — куфью.

Теперь шлем. Начало тринадцатого века было своего рода переходным временем для шлемов: если вы посмотрите на современные иллюстрации, вы увидите старомодные носовые шлемы рядом с более поздним типом шлема- «маски». Однако самой современной модой 13 века был шлем с плоской верхней частью, дизайн которого был явным шагом назад, не очень хорошая идея для шлема, так как он может сильно помяться при попадании, что приведёт к серьезной травме рыцаря. В конце тринадцатого века дизайн шлема изменился , и стал похож на «сахарную голову», в последующие века шлемы почти всегда имеют округлую форму, что хорошо защищает голову, но при этом могут пострадать плечи. Кольчуги укрепляли плечевыми латами, защищающими плечи воина.

Ношение шлема не даёт воину большого диапазона обзора, и при этом не учитывается легкость дыхания. Необходимо достичь баланса между большей безопасностью и меньшим зрительным диапазоном, что в основном означало бы, что голова рыцаря была полностью закрыта. При большем диапазоне обзора, у воина должно быть более открытое и уязвимое для ранения лицо. Таким образом, результатом дизайна шлема 13 века стали узкие глазные щели и маленькие дыхательные отверстия.

Щит надевают на левую руку рыцаря.

С тыльной стороны щита находятся два коротких ремня (англ. enarmes), сквозь которые воин продевает левую руку. Но есть на щите и более длинный ремень под названием гиге (англ. guige), то есть гига нтский, чтобы повесить его через плечо, когда он им не пользуется для защиты. Щит 13 века сделан из дерева и покрыт несколькими слоями толстой кожи, чтобы сформировать сильную, слоистую защиту. Как и на верхней сорочке, на щите изображали отличительный знак рыцаря, герб.

Основным оружием рыцаря 13 века был, конечно, не меч, а копьё. В начале тринадцатого века копье было не тупым полосатым деревянным шестом, а скорее настоящим боевым копьём, представляющим собой деревянный стержень длиной от десяти до двенадцати футов, с острым, обоюдоострым металлическим острием на конце.

В более ранние века копьё использовалось чаще во время боя, это видно , где норманская конница Вильгельма сражается против англо-саксонской тяжеловооружённой пехоты Гарольда в битве при Гастингсе 14 октября 1066 года. Ударная сила копья всадника была гораздо выше силы удара копья пешего тяжеловооружённого воина.

К началу 13 века рыцари использовали технику удара копья, крепко удерживаемого под правой рукой всадника. Учитывая то, что рыцарь достаточно крепко сидел в седле своего коня, и весь вес всадника в доспехах и скачущего коня был сосредоточен на острой режущей кромке копья, которое приобретало убойную силу снаряда. Существуют достоверные известия современников событий, рассказывающих о том, что копьё пронзило противника в доспехах насквозь.

Какими были кони в армии 13 века? Вопреки распространенным мифам, боевые кони не были массивными животными, однако они были очень сильными, чтобы нести весь этот вес вооружённого рыцаря в доспехах.

Итак, рыцарь теперь вооружен и готов к бою.

Следует отметить несколько вещей, которые опровергают распространенные заблуждения, исходящие из голливудских фильмов или телевидения. Во-первых, для рыцаря физически невозможно самостоятельно надеть на себя всё необходимое воинское снаряжение и вооружиться. Как вы можете видеть на фотографиях, воин никак не мог бы надеть на себя снаряжение без посторонней помощи: ему нужен как минимум один, а лучше два помощника.

Во-вторых, на правильное вооружение рыцаря уходит довольно много времени. В современных условиях как минимум требуется около двадцати минут времени, при условии, если у вас есть два опытных помощника. При других условиях, понадобится, как минимум, полчаса, чтобы все надеть и завязать правильно и аккуратно, а не неряшливо и криво. В противном случае капюшон может спадать на глаза рыцаря, а рукава кольчуги съезжать на рукавицы, что было бы катастрофой для война во время сражения. Подготовка к бою должна быть основательной и тщательной, во время сражения это делать будет поздно.

И, наконец, вопросы веса и легкости передвижения. Да, броня тяжёлая — так и должно быть, иначе она вряд ли пригодится для защиты воина. Но давайте не будем забывать, что рыцарь тренировался, почти каждый день, с самого детства. Это означало, что он привык к доспехам и их весу, и вполне мог легко в них двигаться. Кольчуга достаточно гибкая, и у её владельца есть свобода движения.

Итак, вот он — бронированный рыцарь тринадцатого века.

Кольчуга на фото выполнена из металлического жгута, и является точной копией рыцарского снаряжения 13 века.

Вес различных деталей снаряжения рыцаря 13 века в современном исполнении:

Комбинезон (англ. Gambeson): 10 фунтов (4,5 кг)
Кольчуга (англ.Hauberk; Хауберк): 38 фунтов (17 кг)
Поножи (англ. Chausses — шоссес) : 18 фунтов (8 кг)
Шлем (англ.Helm) : 6 фунтов (2,5 кг)
Щит (англ. Shield) : 4 фунта (2 кг)
Ножны и пояс меча (англ. Scabbard and sword belt): 2 фунта (1 кг)
Меч (англ. Sword) : 3 фунта (1,5 кг)
Топор (англ.Axe) : 4 фунта (2 кг)

В общей сложности это 85 фунтов или 38,5 кг.

Рыцарь 13 века снаряжённый во все доспехи представлял собой «бронированный танк» своего времени — практически непобедимый и не убиваемый при всей железной защите. Очень немногие рыцари 13 века погибали во время сражения, гораздо больше погибало гражданского населения или легко вооружённых пеших воинов.

Большое спасибо рыцарю Колину Миддлтону (Colin Middleton) и его верному оруженосцу.

2018-12-15

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Loading...Loading...