Столяр - это рабочая профессия, связанная с обработкой дерева и изготовлением деревянных изделий. Кто такой столяр, насколько сложная и ответственная это специальность? Это достаточно квалифицированная и сложная профессия, в отличие от такой профессии, как плотник (который занимается простейшей и грубой работой с деревом), столяр может производить готовые деревянные изделия с высокими потребительскими качествами.
Где работают столяры? Во всех сферах промышленности, где так или иначе используется дерево как материал. Столяры работают и на мебельных заводах, и в строительстве, и даже в авиационной промышленности! (из дерева изготавливаются модели самолётов и их деталей для аэродинамических испытаний).
Какие техники деревообработки используются в профессии столяра? Это распиливание, стругание, вытачивание, склеивание, резьба. Для этого столяры используют широкий набор инструментов. Среди них и такие известные, как рубанок, лобзик, пила, топор, стамеска, и такие экзотические, как шпунтубель, ерунок, галтельник. Освоив весь этот набор инструментов, хороший столяр может многое.
Насколько это вредная или опасная профессия? Как и в любой другой рабочей профессии, в столярном деле существует техника безопасности. Столяры используют электроинструмент, способный нанести травму (в том числе, потерю пальцев или конечностей), в их работе могут случаться выбросы стружек. Многие из электроинструментов и станков, используемых в столярном деле очень громкие, что может вызвать тугоухость. Вдыхание тонкой взвеси опилок без респиратора способно вызвать различные заболевания дыхательных путей, в том числе и онкологического характера. Однако ношение всех предусмотренных защитных средств и соблюдение правил техники безопасности позволяют избежать большинства перечисленных проблем со здоровьем.
Где и как можно обучиться на столяра? Теоретически, это профессия, требующая среднеспециального образования (ПТУ), но возможно и обучение на рабочем месте - в частности, для столяров-станочников на заводах. На таких заводах часто открываются так называемые ученические вакансии. Требования к человеку, устраивающемуся на такую вакансию, минимальны: требуется только неполное среднее образование. Во время обучения ученик столяра учится разбираться в чертежах, изучает различные сорта и породы древесины, осваивает столярный инструментарий.
Есть ли у столяров перспективы карьерного роста? Есть, и они принципиально не отличаются от таковых на любой другой рабочей специальности. С ростом разряда столяр получает доступ к должности бригадира. С получением высшего образования он может стать мастером, инженером или прорабом.
Столярные инструменты и обращение с ними
Приобретая необходимое для столярных работ оборудование, нужно прежде всего иметь ясное представление о харахтере работ, которые предполагается выполнять.
Начинающему мастеру вовсе нет необходимости приобретать весь сложный ассортимент инструментов профессиональной столярной мастерской; но вместе с тем на необходимых инструментах экономить не следует, и их нужно покупать лучшего качества. Вообще же, чем больше количество разнообразных инструментов будет иметься под руками, тем экономнее будут расходоваться физические силы мастера, и чем эти инструменты будут лучше, тем больший срок они будут служить своему владельцу.
Исходя из этих соображений, мы и дадим описание набора столярных инструментов, особенно подробно останавливаясь на тех, которые пригодятся при любой работе, и лишь во вторую очередь отмечая те, которые понадобятся уже для более сложных работ и смогут быть приобретены впоследствии.
Верстак. Верстак является главнейшим и необходимейшим предметом оборудования каждой, хотя бы и домашней, столярной мастерской. Всякие возражения, что много работ можно выполнить и без верстака, должны отпасть, если вспомнить, сколько сил и даже здоровья он сбережет работающему, благодаря представляемым им удобствам и возможности принимать при работе правильные положения тела, не затрудняющие дыхание и распределяющие равномерно делаемые усилия. Таким образом, основное назначение верстака - для укрепления материалов в положении, наиболее удобном для обработки.
Верстак состоит из двух главных частей - верстачной доски и основания, которое называется иногда подверстачьем.
В различных верстаках верстачная доска имеет от 2 до 4 аршин в длину, при V2- 1/4 аршина в ширину. Высота ее от пола должна быть подобрана соответственно росту работника и длине его рук.
Верстачная доска делается из твердого, хорошо выдержанного дерева и во избежание коробления иногда даже склеивается из нескольких тонких брусков, слоеные кольца которых направлены в противоположные стороны.
Вдоль левого края верстачной доски выдалбливается ряд квадратных отверстий - гнезд, служащих для вставливания деревянных или металлических брусочков, между которыми зажимается обрабатываемый кусок дерева. В заднем левом краю верстачной доски делается довольно значительная выемка, в которой свободно двигаются на винте задние или долевые тиски, состоящие из четырехугольной коробки, в верхней части которой имеется также одно верстачное гнездо. Переставляя на верстачной доске брусочек (гребенку) в разные гнезда и завинчивая задние тиски с их гребенкой, можно крепко зажать на верстачной доске доску любой длины в горизонтальном положении. Этими же задними тисками можно пользоваться и при долевой, поперечной пилке и во многих других случаях. Реже пользуются боковыми или поперечными тисками, находящимися в левом переднем углу верстака; они применяются, главным ооразом, при строгании кромок длинных досок.
Верстачная доска покоится на подверстачье, которое должно отличаться прочностью, устойчивостью и, по возможности, большей тяжестью. Иногда в подверстачье устраивается шкафчик для хранения инструментов.
Инструменты, которые должны во время работы находиться под руками, кладутся в выемку, идущую вдоль всего правого края верстачной доски.
Зная устройство и назначение верстака и отдельных его частей, при отсутствии средств, можно сделать самому некоторое подобие упрощенного верстака, который также сможет служить для простейших работ. Устройство его зависит от умения и запросов мастера, которому мы все же посоветуем при первой возможности обзавестись верстаком настоящим.
Следующими мы опишем принадлежности, необходимые столяру для разметки и проверки обрабатываемого предмета; тут необходимо:
1) Складной метр или рулетка с нанесенными на нее различными мерами длины;
2) металлическая линейка с такими же мерами длины;
3) рейсмус;
4) рейсшина;
5) циркули;
6) кронциркуль;
7) наугольник;
8 и 9) ярунок и малка.
Рейсмус нетрудно сделать самому; состоит он из ровного бруска-линейки, пропущенного сквозь колодку. Циркули на первых порах могут быть заменены линейкой с дырками или просто веревочкой с гвоздем, привязанным к одной стороне, и карандашом - с другой. Наугольник, ярунок и малка знакомы нам уже по плотничным работам.
Инструменты, служащие непосредственно для обработки дерева, мы разделим на пилящие, строгающие, долбящие и сверлящие.
К первым относятся пилы, прежде всего лучковая и поворотная.
С лучковой пилой мы уже познакомились при описании плотничных инструментов, поворотная же пила отличается от нее только более узким полотном и высоким станком, благодаря чему ей можно даже в сравнительно толстых досках выпиливать по кривой линии и поворачивать линию пропила. Для мелких работ лучковую пилу с успехом могут заменить ручные пилы и ножовки, а для выпиливания кривых линий и очень тонких досок или фанерок служит лобзик. Лобзики бывают как деревянные, так и металлические, и к ним отдельно можно приобретать тонкие пилки, которые в натянутом виде зажимаются в лобзик имеющимися на нем винтами.
Из строгальных инструментов наиболее необходимыми будут: шерхебель, служащий для первоначальной грубой обработки дерева. Шерхебель имеет почти такую же конструкцию, как уже знакомая нам по плотничному делу медведка, но отличается от нее своими меньшими размерами и несколько полукруглым лезвием (фаской) своей железки. Эта железка сильно входит в дерево и снимает довольно толстую стружку. Строгать им лучше не вдоль линии волокон, а наискось к ней, так как тогда он не так сильно рвет.
Рубанком дерево обрабатывают уже более чисто, фаска его железки прямая и более широкая. Бывают рубанки с двойной железкой, или шлифтики, которые обрабатывают строгаемую поверхность еще чище; из них, особенно для мелких работ, очень удобен металлический “американский” шлифтик.
Фуганок. Нам уже приходилось применять слово фуговать - сглаживать и пригонять строгаемые поверхности. Для этого и служит фуганок, имеющий вид, схожий с только что описанными инструментами, но отличающийся от них своей значительной длиной и применяемый для крупных по размеру работ. Подобно шлифтику, фуганок также имеет две железки и работает также с той лишь разницей, что благодаря его большой длине - до 1 метра - держать его в руках требуется несколько иным образом.
Следующие строгальные инструменты понадобятся уже для более сложных работ и могут быть приобретены впоследствии, по приобретении навыка.
Таковы: зензубель - для выемки пазов в досках; шпунтубель - для выборки шпунта; штаб - для строгания выпуклых поверхностей; калевки - для выстругивания карнизов, плинтусов и т. п.; цинубль - с вертикальной зубчатой железкой, служащий для придания доске шероховатой поверхности, например перед оклейкой фанерой, и др.
С долбящими инструментами мы уже познакомились в отделе плотничных работ; в столярном деле ими выдалбливают только гнезда с очень широкими сторонами, отверстия же более мелкие обычно сверлятся, для чего применяются коловорот и дрель с перками и сверлами для них.
Коловоротом называется станок для вставления перок, сделанный в виде металлической скобы с упорной шляпкой на верхнем конце, рукояткой для вращения посредине и с гнездом, снабженным зажимным винтом для перок - на нижнем конце. Наиболее употребительны - центровая перка, которая, точно удерживаясь в центре отверстия своим жалом, вырезывает в дереве совершенно ровные круглые дыры, и ложечная перка, которая употребляется для проделывания отверстий, в которых не требуется особой точности.
Центровы перки бывают разных диаметров, сообразно величине требующихся отверстий. Зенковки применяются в тех случаях, когда головка винта, ввинчиваемого в отверстие, сделанное шилом, должна сравняться вровень с поверхностью изделия; ими высверливают только неглубокие воронкообразные углубления.
Дрель служит для просверливания самых маленьких отверстий и для начала может быть заменена буравчиками, недостаток которых заключается, однако, в том, что при сверлении ими дерево легче трескается.
В заключение отметим, что столяру, не менее чем плотнику, необходимо иметь топор и несколько молотков, из которых один деревянный - для работы с долотами (деревянный молоток именуется столярами киянкой).
К перечисленным выше инструментам нужно прибавить еще и снаряды, служащие для натачивания инструментов, в чем при усиленной работе будет постоянная потребность.
Прежде всего здесь нужен точильный брус, на котором точатся все строгальные инструменты, и оселок, на котором производится окончательная их правка после точки.
Точить следует, твердо нажимая железку на брус и наблюдая, чтобы ее фаска все время находилась под одинаковым углом к бруску. Чтобы металл при этом не раскаливался (от этого сталь может потерять свои качества), брус следует чаще смачивать водой. На оселке производится окончательная правка инструмента более нежными движениями, причем оселок следует смазывать деревянным маслом.
Что касается пилящих инструментов, то, как уже говорилось ранее, они точатся напилками, причем желательно иметь еще и специальные маленькие тисочки для зажимания полотна пилы, с тем, чтобы полотно при точке не колебалось и напилок шел точно в том положении относительно зубьев пилы, в котором его направляют.
Для крупных тяжелых инструментов, например топора, нужно уже круглое точило, которое вращается при помощи ручки и все время касается нижней частью воды, находящейся в устроенном под ним корытце.
Следует отметить, что все приборы, служащие для натачивания инструментов, следует содержать по возможности более опрятно, например, оселок следует предохранять даже от Пыли и держать в закрытой коробке.
Столярные соединения
Прежде чем перейти к описанию приемов столярного мастерства, опишем, как и в плотничном деле, различные способы соединения между собой частей дерева.
Столярные соединения так же, как и плотничные, разделяются на сращивание, вязку и сплотку.
Сращивание в столярном деле встречается очень редко, так как при небольшом размере нормальных столярных изделий длина имеющихся в продаже сортов материала обычно бывает вполне достаточна. Если же все-таки надобность в сращивании появляется, то оно производится или при помощи откосного замка (бруски дерева), или же, чаще, - щипцами (доски).
Наиболее важное значение в столярных работах имеют вязка и сплотка дерева, на которых мы и остановимся подробнее.
Соединить деревянные части под углом, как мы уже знаем, можно различными способами. Здесь мы отметим только наиболее применяющиеся в столярном деле.
Замки шиповые - весьма часто употребляются при белодеревных работах, например, для оконных переплетов, филенчатых дверей и т. п. Шипы бывают сквозные или потемочные, скрытые.
К первым из них принадлежат следующие вязки:
Простой сквозной шиповой замок (рис. 1а) считается простейшим образом углового соединения дерева. Для этого конец одного бруска или доски разделяют по длине на три части, из которых крайние выпиливаются, а оставшаяся средняя часть образует шип. Соответственно этому шипу в другой из соединяемых частей пропиливается и вырезается гнездо, с которым шип образует прочное угловое соединение.
Двойной сквозной шиповой замок делается таким же образом, как и предыдущий, с той лишь разницей, что конец бруска делится не на три, а на пять частей; в одном бруске вырезаются две части и в другом соответственно им - три, после чего оба бруска и сколачиваются вместе.
Рис. 1. Столярные соединения: а – простой сквозной шиповый замок; б – замок шшювый в ус; в – замок со вставим шипом; г _ погемочный замок в ус; д – шпоночный замок; е – сплотка со вставит.
Если шиповые соединения делаются без клея (о клее будет сказано ниже), то в торец шипа заколачивается деревянный клинышек, который, распирая конец шипа, не дает ему выскочить из гнезда.
Замок шиповой в ус также весьма часто применяется в столярных работах (рис. 1б). Делается он вычерчиванием косого шипа в 45° и соответственно ему косого гнезда в другом бруске, как это видно из рисунка.
Замок с вставным шипом употребляется при угловой вязке простых рам для картин. Чтобы выполнить такую вязку, сначала плотно прифуговывают их торцы, а затем, отмерив на концах углы в 45°, спиливают их по этой линии и, составив раму на клею, вставляют трехугольный шип в прорезь, сделанную в запилах углов рамы. Для большей прочности шип можно прихватить еще и несколькими гвоздиками (рис. 1в).
При вязке дерева впотемок шипы не должны быть видны снаружи. Это является необходимым условием для чистых столярных работ.
Потемочный замок в ус, изображенный на рисунке 4г является образцом такого рода вязки. В нем гнезда и шипы прорезаются не насквозь, а только до V4 толщины доски или бруса, так что при соединении их вязки и не будет видно. На нашем рисунке изображен только один шип, обделанный в виде сковородника (см. плотничные соединения), но таких шипов можно сделать несколько, смотря по ширине связываемых щитов.
Шпоночный замок применяется для соединения досок или щитов под углом, когда конец одной доски должен войти в середину другой, как это бывает, например, при укреплении полок в шкафах. Обделка такой вязки видна на рисунке 1д.
Сплотка щитов в столярном деле может производиться теми же способами, что и в плотничном, например при помощи шпунтов, шпонок и т. п. Иногда в белодеревных работах применяется также шпунтовая сплотка с вставным шипом, в которой, как это видно на рисунке 1е, шпунт выбирается в обеих сплачиваемых досках и в них загоняется сплошной шип по всей длине сплотки. Такой способ отличается тем преимуществом, что при нем сохраняется полная ширина досок, тогда как при нормальной шпунтовой сплотке часть этой ширины уходит на вырезание пера, вставляющегося в шпунт соседней доски.
Приемы столярного мастерства
Начинающему мастеру необходимо помнить, что столярные работы сами по себе не сложны. Они требуют только некоторого навыка в работе с инструментами, внимательности, аккуратности в чистоте отделки каждого кусочка дерева, из которого будет сделан предмет, и сознательного отношения к свойствам материала, из которого этот предмет делается.
Нужно предостеречь новичка от излишней спешки в работе - она может привести к многочисленным неудачам; нужно помнить, что с приобретением основных практических навыков скорость в работе придет сама собой.
Особенное внимание нужно обратить и на придание во время работы правильного положения собственному корпусу - тогда столярная работа будет и утомлять гораздо меньше, чем без учета подобных соображений, и даже более того - служить прекрасной гимнастикой.
Теперь перейдем к описанию различных видов работы.
Пиление. Мы уже знаем, что дерево можно пилить как вдоль, так и поперек его волокон. Работа эта весьма несложная, но требующая некоторого навыка во владении пилой, то есть умения пилить правильно и чисто по намеченной линии, не отклоняясь в сторону и не производя запилов.
Наибольшую трудность для новичка представляет работа с лучковой пилой, которая, однако, чаще всех других применяется.
Главным здесь является умение установить пилу в правильном положении, сообразно условиям распиловки. Полотно пилы нужно установить в лучке так, чтобы оно по всей длине находилось в одной плоскости, а не изгибалось винтом и было при этом туго натянуто. Проверить такое положение нетрудно - необходимо, чтобы глаз не мог увидеть боков полотна пилы, если его визировать на ребро этого полотна. Тогда пила будет пилить ровно, в противоположном же случае, уклонится от намеченной линии, а при сильном перекосе даже лопнет. В этом же положении, визируя глаз на ребро полотна, и следует вести пиление.
Что касается лучка пилы, то обычно он отклоняется под некоторым углом к полотну с таким расчетом, чтобы не мешать движению последнего - не цепляться за края доски в соседние предметы или верстак. При поперечной распилке этот угол может быть очень не велик, при продольной же бывают случаи, когда лучок приходится ставить чуть не под прямым углом к полотну.
Линии, по которым должно производиться пиление, намечаются обыкновенно карандашом, при помощи наугольника или рейсмуса.
При поперечной распилке это делается так: накладывают толстую грань наугольника на ребро бруска в том месте, где должен пройти разрез, и очерчивают верхнюю сторону вдоль по ребру тонкой и длинной части наугольника. Затем эту черту, если брусок довольно тонок, переносят на оба его ребра и на нижнюю сторону. Все это делается с помощью того же наугольника, накладываемого на грани, причем концы прочерчиваемых линий, если разметка была произведена правильно, должны сойтись в четырехугольник.
Отметив линию прореза, брусок или доску переносят на верстак и кладут так, чтобы отрезываемый конец находился вне верстака, и, если нужно, зажимают тисками.
Пилу берут в правую руку, охватив пальцами нижнюю часть одной из вертикальных стоек и ручку лучка. Левой же рукой придерживают разрезыва- емое дерево. Так как лучковая пила имеет несимметричные зубья, то следует обратить внимание, чтобы прямая сторона зубьев была направлена в сторону, противоположную от работающего с ней, и, следовательно, чтобы самый рез происходил при движении пилой от себя.
Начинать пиление следует с угла бруска так, чтобы одновременно были захвачены и верхняя, и одна из боковых сторон. При таком положении уменьшается риск отколоть грань обрабатываемого куска дерева. Первые движения пилой должны быть очень осторожными и легкими, и лишь после того, как пила войдет в дерево примерно на ширину полотна, можно начать работать смелее. Торопиться в работе не следует вообще, и новичку надо особенно запомнить, что спешка и излишний нажим на пилу делу не помогут, а только скорее утомят работающего. Пила должна резать, надавливая на дерево только своей собственной тяжестью, и, таким образом, работа с ней почти не требует прикладывания физических усилий; важно только умение правильно с ней обращаться - сноровка. Особенно это относится к тому случаю, когда пропил подходит к концу и пиле остается перерезать только нижнюю грань доски или бруска. Здесь работать нужно особенно осмотрительно, чтобы эта тонкая грань не откололась и не испортила всего дела. Иногда здесь лучше даже перевернуть, брусок на другую сторону и пропилить оставшийся кусок от нетронутого места.
Следует заметить, что при поперечной пилке ширина полотна пилы почти не имеет значения; важно только, чтобы пила была остра и зубья ее были правильно разведены. Тупая пила будет при работе “заедать” и плохо резать дерево, а при неправильной разводке зубья пилы будут ломаться. Поломка зубьев может произойти и по другой причине вследствие плохой закалки стали.
Если перепиливается очень длинный кусок дерева или же большой брус приходится разрезать на почти равные части, из которых одна будет торчать или свешиваться далеко вне верстака, то под эту свешивающуюся часть необходимо, еще перед началом пиления, подставить какую-нибудь подпорку. Иначе, когда пропил достигнет известной глубины, эта часть под своей тяжестью отломится и непременно отколет по линии волокон нижнюю грань бруса.
При продольной пилке по линии слоев и по направлению волокон - приемы работ несколько изменяются.
Отбив канат шнуром или рейсмусом, брусок или доску устанавливают вдоль верстака и крепко зажимают струбцинками. Пилу берут двумя руками и ставят вертикально, охватив правой рукой стойку лучка у ручки, а левой - противоположный конец той же стойки у веревки. Лучок при этом отгибается в сторону в такое положение, чтобы его удобнее было держать и чтобы он ни за что не задевал.
Продольная распилка производится вообще быстрее поперечной, так как связь волокон по их длине слабее и дерево оказывает в работе меньшее сопротивление.
При продольной распилке небольших брусочков дерева работа упрощается - брусок можно прямо зажать в тисках верстака в вертикальном положении и, поставив полотно пилы горизонтально, пилить обычным образом. По мере пропила зажатые части можно поднимать или вообще передвигать в тисках так, чтобы работать можно было на удобной высоте. Для облегчения движения пилы в верхнюю часть пропила можно вставить небольшой клин; к этой мере нужно, однако, прибегать с осторожностью - клин легко может расколоть дерево по линии, отклоненной от требующейся.
Полезно смазывать полотно пилы во время работы салом, а при распилке сильно смолистого дерева - смачивать водой. При выпиливании кривых поверхностей дерево зажимается по тем же правилам, что и для продольной распилки; особенностью данного рода работы является только применение повторной пилы. Работать с этой пилой нужно медленнее, чем с обыкновенной лучковой, особенно на поворотах, так как полотно пилы при неосторожном обращении может оборваться.
При выполнении внутренних отверстий, искривленных очертаний легче работать узкой ножовкой; причем для того, чтобы пропустить ее сквозь середину доски, в том месте, которое будет вырезано совершенно, просверливают отверстие коловоротом и уже из него выходят пилой на намеченную черту, по которой пиление и производится дальше. Для очень тонких досок или фанеры при такой работе, как мы уже говорили, применяется лобзик.
Обтеска. Отпиленный кусок дерева не всегда может соответствовать по толщине, форме той вещи, которую из него делают. Для отделения излишней части материала, если это неудобно сделать пилой, применяют обтеску топором.
Столярный топор отличается от плотничного почти вдвое меньшими размерами и весом. Лезвие его также бывает несколько тоньше, чем у плотничного топора.
Обтеска небольших брусков обычно производится так: ставят брусок вертикально на какую-либо подставку (хорошо взять простой чурбан), придерживают его в этом положении левой рукой, а правой - тешут топором, направляя его лезвие несколько наклонно относительно обтесываемой поверхности. При этом наносить слишком частые удары и вообще торопиться не следует. Опасно также ударять топором слишком сильно - при этом отделяется большая щепа и легко можно отколоть больше древесины, чем это требуется.
Строгание. Когда пилой или топором изделию будет придана внешняя его форма, полученные поверхности сглаживают посредством строгальных инструментов, с которыми мы уже познакомились выше.
Обработка начинается всегда более грубыми инструментами, и уже затем поверхности сглаживаются окончательно шлифтиками, фуганками, а иногда и циклей - острой стальной пластинкой, которой выскребают последние шероховатости. (Часто цикля заменяется просто острыми гранями кусков битого стекла, причем результаты получаются не худшие, чем при работе с циклей).
При работе строгальными инструментами следует следить, чтобы их железки были хорошо наточены и правильно вложены и укреплены в колодке.
Подошва последней должна быть совершенно гладкой и ровной.
Умение правильно заправить железку в колодку дается не сразу. Нужно следить, чтобы она не торчала слишком вниз и при строгании не испортила бы обрабатываемую вещь. Кроме того, во время работы железки немного смещаются внутрь колодки и их приходится осаживать в прежнее положение легкими ударами молотка. Колодку инструмента следует держать и двигать всегда двумя руками, причем левая рука должна находиться впереди. Во время строгания нужно обращать внимание также и на направления волокон дерева, особенно при работе шерхебелем; вести инструмент следует по направлению волокон, а не против него, иначе можно за- драть дерево, что уже трудно будет поправить.
Лучше всего строгать несколько вкось по отношению к направлению волокон. При строгании щита, сплоченного из нескольких досок, в которых волокна идут по разным направлениям, следует эти доски выстрагивать каждую в отдельности или же применять рубанок с двойной железкой. Выстроганную поверхность в большинстве случаев необходимо бывает сгладить фуганком. Значительная длина колодки фуганка не только обеспечивает ровность его работы, но может служить и для проверки ровности выстроганного изделия. Для этого нужно только повернуть колодку на ребро, если она везде прилегает плотно к обработанной поверхности, то значит, все в порядке.
Что касается строгания фигурными инструментами (калевками, шпунтубелями и т. п.), то к нему следует приступать только после того, как будет приобретен достаточный опыт с обычными. В фигурных инструментах надо проявлять еще большую тщательность при установке их железок и в правильности производимых во время работы движений.
Долбление. Столяру чаще, чем плотнику, приходится проделывать в дереве углубления и отверстия квадратного, прямоугольного и круглого сечения. Служат они обычно гнездами для шипов при вязке и сплотке дерева.
Правильность в этой части работы очень важна, так как от точности в изготовлении шипов и гнезд для них зависит вся прочность целого изделия. Неправильно выдолбленное гнездо не даст шипу войти в него плотно, и все крепление будет ненадежно.
Выдалбливание гнезд производится так. Очертив карандашом с помощью наугольника края гнезда, берут шиповое долото, устанавливают его, немного отступя от черты прямою стороной к ней, а фаской внутрь гнезда, и начинают долбить, ударяя киянкой по рукоятке долота. Сделав прямой надрез волокон, долото вынимают и, поставив его наклонно, несколько отступя от прямого, начинают косой надрез так, чтобы он сошелся с первым. По мере углубления долота скалывают щепу. Вынув первый слой дерева, долбят таким же образом дальше, пока глубина гнезда не достигнет требующейся величины. Когда работа долотом будет окончена, полученное гнездо сглаживается стамеской, как по дну, так и по намеченным перед началом работы краям.
Долбление круглых гнезд производится также, с той только разницей, что применяются полукруглые долота. Кстати сказать, круглые гнезда долбятся только в тех случаях, когда они должны быть слишком большими по диаметру. Мелкие же гнезда обычно сверлятся.
Сверление. Это простейшая из всех работ, применяемых в столярном деле. Здесь нужно только знать, какой сверлильный инструмент нужно применить в том или другом случае работы. Предпочтительнее употребляются центровые перки, но они требуют осторожного обращения, иначе можно обломить края дыры или сломать самые перки.
При работе коловоротом, последний прижимается сверху таким образом: на верхнюю шляпку кладется левая рука, в которую для тяжести упираются еще и подбородком. Все тело при этом должно иметь такое положение, чтобы при вращении коловорота правой рукой не получалось бы качания в такт поворотам и перка врезалась бы в дерево все время под прямым углом.
Для железных гвоздей дыры высверливаются обычно буравчиком и при этом только до половины длины гвоздя, чтобы последний крепче сидел в дереве. Для небольших винтов дерево прокалывают шилом, притом обязательно более тонким, чем винт.
Приготовление и употребление клея
Как мы уже говорили ранее, в столярном деле очень многие соединения частей дерева между собой производятся при помощи клея.
Столярный клей в виде тонких рогоподобных пластинок известен, вероятно, всякому. Делается он из отбросов животной кожи и костей, посредством варки.
Высушенные пластинки клея для употребления должны быть распущены - опять-таки посредством варки. При распускании клея не следует варку продолжать слишком долго, так как клей от этого опять осядет на дно посуды и его придется переваривать.
Лучше всего сделать так: изломать пластинки клея на мелкие куски, положить их в сосуд с холодной водой, в которой и продержать до того времени, когда они совершенно размякнут. Для этого нужно 3-4 часа. После того как кусочки клея начнут раздавливаться при нажатии пальцем, нужно слить лишнюю воду и поставить сосуд на несильный, ровный огонь. Примерно через полчаса отдельные кусочки клея сольются в жидкую, тягучую массу, густоты сиропа от варенья, и тогда клей готов к употреблению. Следует отметить, что все время варки клей следует помешивать деревянной палочкой, иначе он может пригореть и потерять свои клеящие свойства.
Точно так же не следует варить клей на слишком сильном огне, так как от этого он начинает пениться; вся его клейкая масса при этом поднимается наверх в пузырях и испаряется.
Если клей слишком долго стоял в воде и сделался слишком жидким, то варку нужно продолжать до тех пор, пока не выпарится лишняя вода.
В жаркие летние дни сваренный клей быстро портится и покрывается плесенью, поэтому его приходится часто переваривать.
Хорошо прибавлять в клей немного толченых квасцов, от этого увеличивается его прочность и клеящая способность.
Для намазывания клея следует применять кисточки из щетины, тем большие по размеру, чем большие поверхности нужно покрыть клеем. Эти кисти не следует забывать в сосуде с клеем при его подогревании, так как щетина может легко спалиться и испортить клей.
Склейка. Надо помнить следующее правило: чем меньше будет оставаться клея между склеиваемыми досками, тем крепче они будут держаться; кроме того, необходимо, чтобы соединяемые доски как можно лучше подходили одна к другой. Если нужно склеить кромки двух досок, то надо позаботиться прежде всего о том, чтобы эти кромки были насколько возможно гладки и прямоугольны.
Для этого доски должны быть хорошо выстроганы и сглажены, а углы их кромок должны быть проверены наугольником. Подготовленные к склейке доски следует сложить вместе и просмотреть, нет ли между ними хотя бы малейшего просвета, и если таковой имеется, то еще немного сгладить кромки рубанком. Приступать к склейке можно только тогда, когда доски будут прилегать одна к другой совершенно плотно.
При склеивании следует разогреть сваренный клей до кипения, наблюдая за тем, чтобы он был достаточной густоты. Одновременно подготовляют верстак, чтобы вложить в него доски. Обе кромки нагревают, а затем густо намазывают клеем и, соединяя вместе, защемляют в верстаке тисками, с такой силой, чтобы вытек весь лишний клей. Нужно только перед завинчиванием тисков убедиться, что доски ни в каком направлении не сдвинулись относительно друг друга. Если же какой-нибудь конец начал выдаваться, то его приравнивают несколькими ударами молотка.
Если у мастера нет верстака, то склеиваемые доски можно зажать и другим способом, а именно: уложить их в самодельный станочек, напоминающий плотничьи “жомы”, и зажимать при помощи клиньев, загоняемых по бокам досок, между их внешними кромками и станком.
Закончив склеивание, изделие необходимо просушить; сушка требует нормально от трех до шести часов времени, смотря по температуре и влажности помещения, в котором просушка производится.
Начинающему мастеру следует помнить, что для начала никогда не следует пытаться склеить сразу больше двух досок; если ему требуется составить широкий щит, то лучше соединить доски прежде попарно, а уже затем, из этих соединенных кусков, составлять широкую. Склейка же сразу больше чем двух досок удастся только после продолжительного опыта.
Хорошо сваренный, достаточной густоты клей при правильном склеивании уже на второй день должен схватить дерево настолько сильно, что легче расколоть дерево по свежему месту, чем разорвать склейку. Разрушить последнюю может, главным образом, только сырость.
Если хотят склеить широкую доску с более узкой, одна на другую, то есть риск, что меньшая доска вследствие влияния жары или сырости может отскочить. Чтобы избегнуть этого, такую склейку производят так: только что обструганные и смазанные клеем доски завинчивают в струбцинки и при этом вдвигают подходяющий кусок дерева между винтом и более узкой или тонкой доской. Клей при этом должен быть не очень густым, а струбцинок тем больше, чем длиннее протяжение склейки.
Что касается струбцинок, то они состоят из трех соединенных вместе прямоугольных и очень крепких кусков дерева, причем прочность их скрепления еще увеличивается металлическим болтом. Один из брусков снабжен деревянным винтом, которым можно сделать сильный нажим на предмет, заложенный между ним и расположенным против него другим бруском. Под этот винт, чтобы не попортить его концом обрабатываемую штуку, обязательно подкла- дывают кусок какой-нибудь дощечки. Кроме обыкновенных струбцинок, бывают струбцинки с подвижным нижним бруском. Этот подвижный брусок можно двигать вверх или вниз, смотря по толщине зажимаемого предмета, и закреплять в нужном положении клином. Винтом же производится только окончательный зажим обрабатываемого предмета, что ускоряет работу.
При склеивании шиповых соединений следует намазывать клеем как шипы, так и гнезда для них, причем как те, так и другие должны быть хорошо нагреты.
В заключение надо отметить, что не следует сразу вытирать клей, вытекший из щели, при зажимании вещи в тиски. Этим можно только запачкать дерево, в то время как высохший клей легко отскакивает от дерева сам при слабом нажиме палочкой или тупой стамеской.
Склеивание фанерами
Нам уже приходилось упоминать, что мебель и другие вещи, изготовляемые краснодеревцами, только в редких случаях делаются из цельного дерева ценных сортов. Вместо этого производится обычно оклейная работа, в которой вещи, сделанные из простого дерева, для красоты оклеиваются фанерками, выпиленными из дерева ценных и красивых сортов.
Фанеры эти приходится покупать готовыми, так как, благодаря их тонкости, вырезать их самому ручной пилой нет никакой возможности.
Фанеры делаются обычно на заводах, на механических станках, которые одновременно выпиливают из бруса целый ряд фанерок. Фанеры, выпиленные из одного бруска дерева, получаются одинаковыми по размерам, но несколько неоднородными по качеству - крайние фанеры бывают хуже тех, которые выпилились из середины бруса. Впрочем, эта разница при окончательной отделке изделий - лакировке и полировке - почти совершенно скрадывается.
Наиболее дорогие фанерки делаются из стволов со здоровыми сучьями и волнистым сложением древесины, придающим ее поверхности после полировки очень красивый вид. Такие фанерки идут на отделку дорогой мебели и мелких вещиц, от которых требуется особое изящество.
Подготовка к оклеиванию. Изделие, которое желают оклеить фанерками, надо сначала к этому подготовить. Для этого тонкими строгальными инструментами удаляются все малейшие бугорки и неровности на поверхности предмета, и эту поверхность затем проходят цинублем - инструментом, о котором мы уже говорили,- имеющим зубчатую железку, установленную под прямым углом к обрабатываемой поверхности. Последняя после этого становится шероховатой, и потому фанера приклеивается к ней надежнее.
Следует также обратить внимание на то, чтобы вещь, предназначенная к оклеиванию, была сделана из сухого дерева, без трещин и в ней не выходили бы наружу торцы досок, так как они сильно впитывают в себя клей и не дают фанере в этом месте хорошо приклеиться.
Выполнение оклейки. Подготовив к оклейке намеченную вещь, или, как говорят столяры, остов, необходимо пройти цинублем и по той стороне фанеры, которая будет намазываться клеем; если же фанерка настолько тонка, что инструмент может ее испортить, то оклеивают ее с этой стороны холстом. После этого ножовкой или лобзиком вырезывают из фанеры куски нужных размеров и очертаний, нагревают у огня, намазывают клеем остов, слегка смазывают клеем фанеру и накладывают ее на остов. Теперь необходимо достаточно сильно прижать фанеру к остову, чтобы она пристала к нему прочно. Если# поверхность не велика, или если она узкая и длинная, то фанеру притирают. Чтобы фанера пристала везде равномерно, водить плоским молотком нужно быстро и притом по всей поверхности, захватывая и края. Если при этом молоток будет пачкаться клеем и начнет приставать к фанерке, то нужно смочить его водой, так как к мокрому железу клей не пристает. Края и швы (места соединения двух фанерок) проглаживать следует особенно тщательно.
Бывает, что в каком-нибудь месте фанерка начнет пузыриться; это значит, что здесь она не пристала, а клей уже успел высохнуть. В этом случае нужно молоток нагреть на огне и еще раз прогладить это место: от тепла клей разойдется, и фанера пристанет к остову хорошо.
Если оклеиваемый остов очень велик по поверхности и можно предположить, что клей высохнет раньше, чем мастер успеет пройти молотком по всей склеиваемой поверхности, то необходимое сжатие производится с помощью так называемых сулаги и хо- мутовых струбцинок.
Сулагой называются толстые гладко выстроганные доски, соответствующие по форме очертаниям оклеиваемых поверхностей.
Если оклеивают, скажем, крышку стола, то вся работа сложится таким образом. Подготовив остов и подогнав фанерки, подогревают все это и, намазав клеем, накладывают фанеры на остов. При большой их величине, а также и для того, чтоб фанеры не сдвинулись, их можно прихватить по углам тонкими проволочными шпильками. Далее берут две сулаги и накладывают их одну сверху на фанеру, а другую снизу, как раз под это же место крышки. Все это сложенное вместе вкладывают в хомуты (в них должно быть не меньше трех винтов) и начинают завинчивать. Сперва завинчивать нужно средние винты, а затем все дальше и дальше к краям так, чтобы из-под фанеры мог выступать выдавливаемый излишний клей. Чтобы этот вытекающий клей не приклеил бы и самой сулаги, эту последнюю надо смазать чем-нибудь жирным, тогда клей к ней не пристанет.
Когда клей достаточно просохнет, то можно вынуть крышку и обровнять края стамеской или рубанком.
Узнать, хорошо ли фанера приклеилась, можно следующим образом: всю оклеенную поверхность простукивают молотком, и если в некоторых местах получается глухой звук, то значит, что в этом месте фанера не пристала. Такое место смачивают кипятком, трут по нему сильно нагретым молотком или утюгом и снова завинчивают в хомуты.
При оклейке кривых поверхностей нужно сначала заготовить сулаги по форме этого изделия, а затем поступать точно так же, как и с прямыми поверхностями. Если такие кривые сулаги сделать затруднительно, то можно обойтись и без них - сделать подушки с песком, заложить их между прямыми сулагами и начать зажимать в струбцинки. Песок при сжатии распределится равномерно по всей поверхности, имеющей криволинейное очертание, и произведет достаточное сжатие. Подушки, чтобы они не прилипли к фанере, нужно также смазать слоем жира.
При оклейке фанерами нужно располагать их по рисунку, образуемому волнистыми слоями дерева, и кромки соединяемых фанерок тщательно прифуговывать. Вследствие тонкости.дощечек, при фуговке, понятно, нельзя ставить фанеру на ребро - приходится класть ее плашмя, фуганок перевертывать набок - железкой к кромке фанеры - и работать в таком положении.
Следует также отметить, что при оклейке большого щита несколькими фанерами от давления сулаги некоторые швы могут разойтись; чтобы избежать этого, нужно швы предварительно проклеить полосками бумаги.
Примеры столярных работ
Приводимые примеры столярных работ мы расположили в порядке постепенного перехода от простейших к более трудным по исполнению.
Часть описываемых предметов наверняка имеется в доме начинающего мастера и сможет послужить наглядным пояснением к сказанному в настоящем руководстве, другие же могут быть сделаны по рисункам.
В виде общего совета всем, начинающим заниматься столярным ремеслом, мы порекомендуем, по крайней мере на первых порах, не увлекаться выбором для работы красивых, но сложных вещей, а прежде всего испытать свои силы и уменье, а заодно и приобрести опыт на изготовлении простейших вещиц, и, лишь добившись успеха с ними, постепенно усложнять возлагаемое на себя задание.
Излишняя самонадеянность и торопливость вредны для всякого практического дела, и начинающему они могут только отбить охоту продолжать работать.
Стенная полка состоит из доски и двух кронштейнов (подпорок), которые удерживают ее на стене в правильном положении.
Взятую доску обстругивают сначала с одной стороны так, чтобы она стала совершенно гладкой и везде одинаковой толщины. Все углы должны быть сделаны прямыми, и кромки гладко сфугованы.
Затем выстругивают нижнюю сторону доски и после соответствующей проверки вычищают всю доску шкуркой.
Если взятая доска длиннее, чем должна быть полка, то из нее же можно выгадать кусок и на кронштейны, разрезав этот кусок по диагонали (наискось).
Полученные кронштейны следует сгладить по краям рашпилем и напилком.
Укрепить полку можно двумя способами: можно прямо прибить кронштейны к стене, конечно, на равной высоте, а затем наложить них главную доску, прибив ее к каждому кронштейну двумя-тремя гвоздями или шурупами. Но можно сделать и лучше: врезать в главную доску, на равных расстояниях от концов^ поперечные пазы, в соответствующих же местах кронштейнов сделать подходящие шипы, на которых и загнать кронштейны в пазы полки. Такое крепление можно усилить клеем или несколькими гвоздями. На стену такую полку вешают, или прибивая кронштейны насквозь гвоздями, или же привинтив шурупами имеющиеся в продаже ушки-петли. Петли эти привинчивать следует так, чтобы одни шурупы захватили кронштейны, а другие - кромку самой полки.
Складная лесенка. Лесенки бывают необходимы почти в каждом доме, и сделать ее самому нетрудно.
Лестница состоит из двух отрезков досок шириной дюймов 6 и длиной, выбранной согласно нужной высоте лестницы. На внутренней стороне каждой доски делается ряд пазов, похожих на те, которые мы описывали при изготовлении полки, но прорезанных несколько косо. Из более коротких отрезков той же доски делаются ступеньки; для этого все дощечки опиливаются до одинаковой длины, на концах их вырезаются продольные сплошные шипы, которые и вкладываются в пазы основных досок. К верхним концам полученной лестницы на покупных железных петлях привинчиваются шурупами стойки, для прочности соединенные в раму поперечными перекладинами. Нижняя перекладина соединяется с нижней ступенькой веревкой, чтобы лестница не могла разъехаться. Ножки лестницы срезываются наискось, с таким расчетом, чтобы при отодвинутой стойке они плотно стояли на полу, всей плоскостью своих торцов. Ввиду того, что лестница должна выдерживать значительную тяжесть, все соединения деревянных частей нужно сделать и на клею и на шурупах.
Ящики. Одной из самых необходимых принадлежностей каждого хозяйства являются ящики, самых разнообразных размеров и форм.
Ящики можно сколачивать или прямо гвоздями, или на шипах. Сколачивание гвоздями особых пояснений’ не требует; лучшие же ящики с шиповыми соединениями делаются так. Берутся отрезки доски (ширина и толщина их выбирается в зависимости от величины ящика) и выстругиваются по всей длине. Если взяты полуобрезные доски, то необходимо также по всей длине выровнять и их кромки. После этого приступают к поперечной распилке этих досок; пилят их на два размера - соответственно длине и ширине предполагаемого ящика. Для дна и крышки ящика длина отрезков делается равной длине ящика.
Если высота ящика больше ширины доски, то следует прежде всего соединить эти доски в щиты, другими словами - сделать отдельно стенки, дно и крышку, причем эту сплотку можно сделать и на клею, или с поперечным вставным шипом; по два шипа на каждый щит.
По краям щитов, служащих стенками ящика, делается разметка для шипов. При помощи наугольника наносят на кромке карандашом, на равных расстояниях, ряд параллельных черточек. Части “о, о, о” вырезывают пилой и прочищают стамеской, отчего образуется ряд косых шипов “а, а, а”. На другом отрезке делается такая же разметка, но вырезываются только промежутки между частями “о, о”, так что получается на один шип меньше против первого куска. При соединении под углом шипы одной стенки плотно загоняются в гнезда другой и получается крепкое соединение, которое можно еще усилить клеем. Дно ящика прикрепляется к его стенкам на клею и с помощью длинных тонких гвоздей.
Крышка делается так же, как и ящик, только более мелкий, а если желательно сделать крышку выдвижной (особенно в небольшом ящике), то для этого нужно с внутренней стороны трех стенок при помощи шпунтубеля вынуть паз, верхнюю же часть четвертой стенки срезать до уровня нижней линии этого паза.
Шкатулки. К изготовлению шкатулок, равно как и всяких других предметов, которые по своему назначению должны находиться на виду, столяр может приступить уже после того, как полностью овладеет “первой ступенью” своего ремесла. Особенно важно здесь напрактиковаться на изготовлении простых ящиков.
Имея некоторый опыт, сделать изящную вещь нетрудно; все дело заключается лишь в том, что, как во всякой ремесленной работе, нужно, чтобы работающие не пренебрегали никакими кажущимися мелочами, а помнили, что из этих-то мелочей и создается качество работы.
Всякий недосмотр, каждая малейшая неисправность в работе в готовом изделии выступают весьма заметно и часто не могут быть исправлены даже опытным мастером.
Шкатулки, даже самые изящные, почти никогда не делаются из цельного дерева ценной породы; не из-за дороговизны его, а просто потому, что это и не требуется. Остов делается обычно из простого, крепкого, гладкого и сухого дерева, например березы, ольхи и т. п., а затем оклеивается фанерками того или иного сорта, цельными или же собранными в виде мозаики из кусочков разных пород. Цельное дерево дорогой породы имеет смысл ставить разве только тогда, когда вещь сверху предполагается покрыть резьбой; но на этой области, как имеющей малое практическое применение, мы останавливаться не будем.
Вязку стенок в шкатулке делают обычно сковородником или впотемок, причем шипы и гнезда делаются очень осторожно и тонкими инструментами, чтобы не испортить краев дерева и добиться большей точности в работе. Необходимо все время проверять вязку наугольником, чтобы не перекосить углов. Приступать к склеиванию можно только тогда, когда правильность всех углов проверена наугольником на шкатулке, сложенной, так сказать, вчерне. После склейки стенок приготовляют дощечки для дна и крышки и приклеивают их, зажимая всю шкатулку в струбцинке. Сохнуть в струбцинках шкатулка должна не меньше суток. Завинчивание струбцинок надо производить так, чтобы дно и крышка были сдавлены равномерно по всей поверхности, для чего под винты необходимо приложить подкладки из отрезков толстых досок.
Когда клей высохнет совершенно, отвинчиваю! винты струбцинок и очищают шкатулку от подтеков клея, делая это стамескою и возможно осторожнее. Теперь можно произвести оклейку фанерой, о которой мы уже говорили ранее, и затем тонкой ножовкой, абсолютно ровным и правильным разрезом, разделяют получившийся наглухо закрытый ящичек на две части. Из них одна будет крышкой, а другая - самой шкатулкой. Распил делается, конечно, на такой высоте, чтобы крышка с одной и самая шкатулка с другой стороны имели бы достаточную глубину и получились бы красивыми. Обычно такой пропил делается на высоте V4-3/4 шкатулки, но иногда, например при изготовлении шахматной доски, пропил приходится делать очень точно по середине, так как в этом случае раскрытая шкатулка как раз должна образовать своим дном и крышкой совершенно ровную поверхность.
Плоскости распила тщательно прочищаются циклей и шкуркой, после чего в них делаются небольшие прорезы для петель. Эти прорезы должны быть не глубже толщины раскрытой петли и проделы- ваться тонкой стамеской на равных расстояниях от углов шкатулки. При покупке петель необходимо не только подобрать их размер, но и обратить внимание и на материал, из которого они сделаны. Лучшими будут медные или латунные петли. Необходимо подобрать также и хорошие винтики для привинчивания петель, с тем, чтобы, когда их завинтят, их головки не торчали бы выше плоскости петли. Иногда следует немного расширить разверткой и самые отверстия, проделанные в петле для этих винтов. Подогнать петли также следует очень тщательно, так как небольшое уклонение их от общей линии может оттянуть или перекосить крышку шкатулки.
Подобным же образом в шкатулку врезывается и замок; здесь требуется только вырезать или продолбить более глубокое углубление да просверлить и обровнять отверстие для вставления ключа.
Мебель. Этот отдел столярного мастерства так разнообразен и так зависит от требований моды, вкуса и средств, что в нашем очерке совершенно невозможно описать производство всех разновидностей мебели. Мы дадим только основные указания по изготовлению таких распространенных предметов, как стол, стул и шкаф.
Стол. Каждый из читателей, конечно, видел на своем веку множество самых разнообразных столов. Имея некоторые познания в столярном ремесле, он, конечно, поймет, как сделан стол, при одном взгляде на него, а простой стол сделает с успехом и сам.
Если все части сделаны и подогнаны правильно, если шипы плотно входят в гнезда ножек, а эти ножки обрезаны верно, то стол собрать нехитро. Что касается более изящных столов, то в части оклейки их крышек фанерой мы уже дали достаточные указания ранее, а в части изготовления резных или точеных ножек подождем, пока наш читатель приобретет больше опыта, а также и инструментов.
Следующий отдел нашей книги - “токарные работы” разбирает производство как раз такого рода изделий.
Стул. Прилагаемый рисунок 2 наглядно показывает внешний вид отдельных частей простого стула и способ их соединения между собой.
Форму кривых передних и задних ножек сначала следует вычертить в натуральную величину на больших листах бумаги; получившийся рисунок вырезать, и по этому шаблону очерчивать форму ножек на толстой (дюйма в 1V2) доске. Если нужно сделать несколько одинаковых стульев, то хорошо вырезать себе такой шаблон из тонкой лийовой дощечки или простой фанеры.
От той же толстой доски отпиливают четыре брусочка для рамы стула. На концах брусков делают шипы, в верхних концах ножек - гнезда для них и вставляют шипы на клею в эти гнезда. На нашем рисунке изображены довольно сложные шипы, но их можно сделать и проще, выбрав какой-нибудь способ вязки на помещенных ранее рисунках. Затем из менее толстой доски вырезаются планки для спинки и также прикрепляются на шипах к верхнему отрезку задних ножек. Для прочности можно сделать перекладины и между ножками, также укрепив их клеем на шипах (на рисунке они не показаны).
Дня сиденья можно выстрогать гладко или одну широкую доску, около 1 дюйма толщины, или набить на раму параллельно несколько узеньких брусочков (как это делается в садовых скамейках), или же купить готовую фанерку для стула и прибить ее к раме.
Рис. 2. Составные части стула
Шкаф. Шкафы могут предназначаться для посуды, платья, книг, но каково бы ни было их назначение, сборка основного остова шкафа бывает в общих чертах одинакова. Два вертикальных боковых щита соединяются с двумя горизонтальными - верхним и нижним на шипах и с помощью клея.
К глубокой раме, образовавшейся в результате такой вязки, с задней стороны приклеивают бруски с шпунтовой канавкой, в которую и вставляется составленный из тонких досок щит - спинка шкафа. В простых шкафах спинка просто привинчивается шурупами к задним кромкам горизонтальных досок.
В лицевой части шкафа, к бокам его приклеивают бруски, на которые при помощи петель навешивают дверцы. Последние бывают одностворчатые или двухстворчатые и притом почти всегда филенчатые, то есть сделанные в виде рамы, в которую вставлены на клею щиты. По верхней части шкафа для прикрытия связей и для красоты прикрепляется карниз, которым обводят три стороны шкафа (кроме задней); по низу шкафа; с тех же трех сторон, прикрепляется плинтус. В нижнюю доску по углам врезывают на шипах прямые или точеные ножки.
В шкафах для платья устраиваются вешалки или просто несколько круглых палок, на которые вешаются “плечики” с платьем; в книжных и посудных шкафах делаются полки. Полки удобнее всего сделать съемными, для чего внутри шкафа по углам укрепляются четыре зубчатые стойки. В их зубцы вкладывают планки, а на них уже кладут полки. Переставляя планки в зубцах, можно устанавливать планки на разной высоте, а также в любой момент убрать или прибавить лишние полки, расположив их опять- таки на равных расстояниях или в требующемся порядке относительно друг друга.
- Cтолярное дело
Добрый день, друзья!
Довольно часто встречается ситуация, когда человек ранее не работавший с деревом, вдруг решает заниматься столярным делом. Причин такого решения может быть много. Например, столярное дело заинтересовало в качестве хобби, либо же человек понял, что занимаясь столярным делом как основной работой и открыв свою небольшую мастерскую, можно получать доход. По большому счету причина, а также возраст, в котором человек решил заниматься столярным делом, не так важны. В любом случае, первый вопрос, который возникает у всех начинающих, одинаков: «решил заняться столяркой, подскажите с чего начать? ».
По сути, ответ на этот вопрос может состоять из нескольких частей: какие инструменты нужны, как лучше обустроить мастерскую, где взять знания и так далее. Части вопроса про и являются исключительно прикладными и ответы на них найти не так сложно, а вот вопрос о том, где получить знания , на мой взгляд, ключевой и ответить на него однозначно не удастся.
В помощь начинающему мастеру я приведу несколько примеров мест, где можно приобрести начальные знания о столярном деле.
Самостоятельное изучение в Интернете:
Действительно, если вы начали интересоваться столярным делом, первое место куда стоит заглянуть – это Интернет. Воспользуйтесь поиском — тут можно найти огромное количество информации: всевозможные сайты, тематические форумы, видео уроки на Ютуб. Кстати, про хорошие обучающие каналы на Ютуб можно прочитать подробнее в одной из прошлых .
Один из самых популярных форумов по столярному делу Мастеровой (http://forum.woodtools.ru/index.php)
Несомненным плюсом самостоятельного обучения в Интернете является бесплатность. Однако, оборотная сторона этого подхода в том, что информации очень много и она плохо структурирована. Именно поэтому новичку может быть трудно сориентироваться и разобраться с чего начать. Также человека может сбить с толку обилие различных точек зрения, особенно на форумах. Начинающий столяр тратит огромное количество времени на чтение статей и просмотр видео, а в итоге зачастую так и не понимает, как нужно делать правильно. В результате, процесс обучения растягивается на долгое время и становится трудно продолжать не видя прогресса. Да и вообще, есть риск, что желание столярничать может пропасть.
Также не стоит забывать, что нужно еще применять полученные знания на практике. Для этого необходимо иметь какой-то минимальный набор инструментов и помещение для столярных работ. Это может стать камнем преткновения, ведь тратить существенные деньги на инструмент, не будучи уверенным, что будешь им пользоваться — опрометчиво.
Обучение на курсах
По сравнению с самостоятельным обучением в интернете у курсов есть ряд преимуществ: материал курсов четко структурирован, есть понятные рекомендации и мнение преподавателя по каждому вопросу. Преподаватель всегда сможет ответить на дополнительные вопросы. Курсы, помимо теории, обязательно включают и практическую часть, что дает ученику возможность попробовать работать своими руками, не имея собственного инструмента и мастерской. К тому же, на курсах вы видите свой прогресс на практике, а установленному расписанию занятий намного легче следовать, чем самостоятельно обучаться дома.
Этот шкаф — первое изделие, которое я сделал на столярных курсах Этот шкаф — первое изделие, которое я сделал на столярных курсах
Конечно, минусом курсов можно назвать то, что они не бесплатны. Многие скажут, что лучше купить свой собственный инструмент вместо того, чтобы платить за курсы. Но, во-первых, в некоторых городах можно найти бесплатные муниципальные курсы по переподготовке специалистов по столярной специальности. Во-вторых, на мой взгляд, преимущества занятий на курсах оправдывают затраты. Ведь не обязательно посещать дорогостоящие 6-ти месячные курсы. Чтобы получить базовые знания об инструментах, материалах и технике безопасности, вполне достаточно 2-3х недельных курсов. А уже после курсов и понимания самых основных вещей, вам будет проще найти нужную информацию в Интернете.
Подмастерье
Если вы уже полностью убедились, что столярное дело это то, чем вы хотите заниматься, то вариант стать подмастерьем идеален для вас! Все, что потребуется – это найти в вашем городе столярную мастерскую и встретиться с мастером. Очень многим мастерам интересно заниматься обучением и передавать свои знания ученикам. Условия взаимодействия с мастером могут быть разными, но не рассчитывайте, что на первом этапе это будет прибыльно для вас. Возможно, мастер возьмется учить вас бесплатно, а вы будете своим трудом помогать мастерской. Либо, вам потребуется платить какую-то сумму мастеру за обучение.
Этот вариант наиболее предпочтителен, так как дает возможность получить наибольшее количество опыта на практике. Однако, стоит внимательно подойти к выбору мастерской – смотрите, чтобы специализация мастерской подходила вам. Не очень логично обращаться в мастерскую по производству дверей и окон, если вы интересуетесь резьбой по дереву.
Это самые очевидные и распространенные способы получения знаний о столярном деле, но конечно, существуют и другие. Кстати, все способы можно сочетать между собой в любой пропорции, которая покажется вам наиболее правильной и эффективной.
Самое главное – это реальная практика. Как и в любом ремесле, чем больше вы работаете руками, тем больше опыта вы получаете и быстрее прогрессируете в своем деле!
Всем удачи в ремесле!
Читайте новые заметки раньше всех – подписывайтесь на канал в Телеграм !