Магическая таблица дюрера. Магические квадраты кхаджурахо, дюрера и золотая пропорция

Мы лучше помним гениев капризы,
Что тайну их создания хранят:
Бессмертную улыбку Мона Лизы,
И обнажённой махи ждущий взгляд...
Был Дюрер ювелиром и поэтом,
Секреты слов и чисел познавал.
Он много путешествовал, при этом
Великие гравюры создавал.
Учёным был. Ведь это он впервые,
Подхваченный волной своих идей,
Создал науку - антропометрию,
Что изучает черепа людей.

Разносторонний, как и всякий гений!
Во всём искал гармонии закон.
Проекты крепостей и укреплений,
И первый звёздный атлас- тоже он!
Великого художника работа,-
Каких-то странных символов полна,-
Как будто рассказать нам хочет что-то,
Открыть желает тайну нам она.
Весь мир искусства 5 веков гадает,
Стремясь услышать истинный мотив:
Какое там крылатое созданье
Сидит от дум печальных загрустив?

История искусства умолчала,
Кто он.
И каждый видит там своё.
А в нем и человеческого мало,
И ангельское мы не узнаём.
Его считали «музою» когда-то,
Но где такую «музу» ты найдёшь.
Ведь наш крылатый - явно бородатый.
К тому ж ещё на Дюрера похож.
А волосы и длинные одежды
Носили раньше часто мужики.
Что можем мы сказать о модах прежних?
Мы с вами этих мод не знатоки.

В гаданиях и спорах мало толку,-
Веков меж нами пропасть пролегла...
Я Мастером зову его, поскольку
При нём рубанок, клещи и пила.
Их не увидит разве в корень зрящий?
О чём тогда, не понимаю, спор?
Для «девы» и для «музы» настоящей
Нужнее косметический набор!
Пила с рубанком - Дюреру сподручней!
О чём мы спорим многие века?
Он мастер по гравюрам самый лучший,
А для гравюр нужна была доска.

На голове - подобие короны,-
Из трав чудесных, колдовских венок...
Понять не сможет зритель посторонний:
Причём здесь шар? Пёс, спящий возле ног?
Крылатый «человек» сидит в печали.
О чём грустит? Что вспоминает он?
Ничто вокруг себя не замечает,-
Взор Мастера в пространство устремлён!
Вокруг комплект вещей довольно странный,
Притягивает наш пытливый взгляд:
Стремянка, рядом камень многогранный,
Песочные часы, весы, квадрат...

Я о квадрате расскажу попозже,-
Он связан с плотью, духом и огнём.
Смысл тайный цифр открою Вам я тоже,
Запечатлённых на квадрате том.
Взгляд над квадратом колокол отыщет.
В День Судный мы его услышим звон...
Сердитый ангелочек что-то пишет.
Мы видим: Очень недоволен он.

Освещены сияньем солнца дали...
Но мне за сложным мнится простота:
Ведь люди с нетерпеньем ожидали
В тот «страшный» год пришествие Христа.
На небе незнакомая комета.
Всё ярче становилась, всё видней!
Казалось людям: «Страшный признак это,-
Осталось жить земле не много дней!»

Пророчество все помнят Иоанна,
Что будет яркий Свет перед концом.
И паника охватывает страны,
И к БОГУ обращались все лицом.
Печалился художник: «Сделал мало,
И перед БОГОМ в том его вина!»
Душа его грустила и страдала,
Что до сих пор греховных чувств полна!

В те годы мысль впервые прозвучала,
Что люди - Мироздания венец,
И, в Божьем Царстве, взяв своё начало,
Здесь, на земле, сам человек -творец!...
Быть может мастер пожалел впервые
О тех твореньях, дал которым свет,
Где в Лицах Иисуса и Марии
Почти совсем божественного нет.

Вдруг осознал, что не увидит Вечность,
Тот, кто живёт, земное лишь любя.
Что не воскреснет в душах человечность,
Божественность отринув от себя.
Ему казалось, что не то всё делал,
Мирские волны не туда несли...
Средь «хлама» бытия душа сидела,
Всё реже отрываясь от земли.

Душа искала благодать не в БОГЕ,
А в сытости, в достатке и в тепле...
Сердитый Ангел подводил итоги.
Того, что Мастер сделал на земле.
А в звёздном небе плавала комета.
Магический квадрат беду вещал...
Теперь поймёте, почему всё это.
В душе рождало Дюрера печаль.

На иллюстрации знаменитая таинственная гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия-1»

Из интернета:
« В 1514 году Дюрер следил за яркой кометой, появившейся на небосводе. Очень многое в изображении гравюры связано с этой кометой и символикой планеты Сатурн, являющейся покровительницей меланхоликов. Считалось, что бог Сатурна – старше других богов, и только ему присущ высший интеллект, и только меланхоликам доступна радость открытий...

В центре композиции видим женщину с крыльями и в венке, олицетворяющую собой Логику – это Муза Дюрера. Неподвижно сидящая на крыльце, она погружена в меланхолическую задумчивость и печаль: женщина хоть имеет крылья, но не может проникнуть за завесу тайны Вселенной. Все, что вокруг происходит - проходит без ее участия. Это ее угнетает и навевает меланхолическое настроение. Угрюмый мальчик с крыльями, рядышком сидящий на мельничном жернове, что-то задумчиво пишет на восковой дощечке. Это Путто, символизирующий предвестника ангельского духа.
Вокруг героев гравюры разбросаны измерительные и строительные инструменты. А у ног, свернувшись в клубок, спит борзая собака, символизирующая меланхолический темперамент. »

/Конец цитаты/

Те, кто ищут в крылатом существе, на гравюре Дюрера, женское начало упорно не хотят замечать бородку и усы на лице «музы» и столярный инструмент, разбросанный около его ног. Видят лишь длинные волосы и платье, которое выглядит, с нашей точки зрения, женским.
Но взгляните на автопортрет Дюрера 1498 года. Вот вам и длинные, завитые волосы Мастера, вот вам и его платье, напоминающее нам «женское».
Так что, на гравюре « Меланхолия» Дюрер изобразил самого себя. И это вовсе не моё открытие. Впервые это заявила в прошлом веке советский и российский искусствовед, историк культуры. Заслуженный деятель искусств РСФСР, Паола Волкова.
А крылья - это Божий дар всем творческим людям. Это известно всем.
Теперь и инструмент, которым работал мастер, изготовляя свои изумительные гравюры на дереве и тощий бездомный пёс, которого Альбрехт приютил, вполне уместны- это его повседневная рабочая обстановка.
Не забывайте, что Дюрер был прекрасным математиком:
Линейка около его ног, циркуль в руке, шар для расчёта параметров кривых линий так же частенько были ему необходимы.
Думаю, что с крылатым существом всё ясно.
Но, если это всё-таки Албрехт Дюрер, о чём он так грустит на собственной гравюре?
В отличие от Паолы Волковой, я считаю, что Мастер изобразил не совсем себя, а свою душу. И именно она находится в состоянии меланхолии.
В это состояние души Мастер впал не случайного, а в результате стечения ряда обстоятельств:
11 апреля 1490 года Альбрехт Дюрер на несколько лет покинул свой родной Нюрнберг и отправился в путешествие по Европе. В начале 1492 года он прибыл в Кольмар / Теперь Франция/, где надеялся встретиться со знаменитым гравером Мартином Шонгауэром. К моменту приезда Альбрехта Шонгауэр уже умер, но молодой человек был радушно принят братьями Мартина. Они даже разрешили Альбрехту поработать в его мастерской.
Когда наступило время прощаться, один из братьев протянул Альбрехту небольшую квадратную медную табличку с нанесённой на неё цифрами:
-Возьми на память!
-Что это?- удивился Дюрер.
- Формула ГАРМОНИИ,-последовал ответ.-Мартин велел отдать тому, кто захочет
превзойти всех известных миру живописцев.
Дюрер, как и многие великие, страстно мечтал об этом.
Если бы Альбрехта спросили, какое у него самое большое увлечение после живописи, он, наверняка, бы назвал математику.
У Дюрера было неодолимое желание измерять и запечатлять в виде математических формул всё, что он видел. Он изобретал собственные приборы для измерения кривых линий и решал сложнейшие измерительные задачи при помощи обыкновенной линейки и циркуля. Он даже написал несколько методических пособий по работе с измерительными приборами.
Из интернета:
«Дюрер заслужил широкую известность как математик, прежде всего, геометр (в то время немецкие учёные почти не занимались решением геометрических задач), изучавший теорию перспективы, построения геометрических фигур и разработку шрифтов. Полученные им результаты высоко оценивались в трудах последующих веков, а во второй половине XIX века был сделан их научный анализ. По словам Иоганна Ламберта, более поздние труды по теории перспективы не достигли дюреровских высот. В истории математики Дюрер ставится в один ряд с известными учёными своего времени и считается одним из основателей теории кривых и начертательной геометрии»
/Конец цитаты/

Табличка его заинтересовала. В хаосе разбросанных на ней цифр, он сразу же увидел ГАРМОНИЮ.

16- 3- 2- 13
5- 10- 11- 8
9- 6- 7- 12
4 - 15- 14- 1

ГАРМОНИЯ - в философии согласование разнородных элементов, в эстетике- слаженность целого, рождающееся от единения разных по качеству сущностей.
Мастер даже вспомнил строки какого-то древнего поэта, посвящённые гармонии:

«И летний зной, и зимняя прохлада,
И возвращенье птиц в свой край родной…
Всё вовремя и столько, сколько надо,-
Жизнь на Земле не может быть иной!
В ГАРМОНИИ родится всё святое,
Величия духовного полна,
Взор, привлекая дивной красотою,
Нас обращает к Господу она!...»

Мастер начал с простейшего арифметического действия - сложения чисел и был поражён достигнутым результатом:
Сложение 4-х цифр в каждой строке по горизонтали, по вертикали, по диагонали, в углах и даже в секторах давали одну и ту же сумму - 34 !

Теперь у Дюрера не оставалось больше сомнений, что он имеет дело с Нумерологией.

Из интернета:

Основные положения нынешнего варианта западной нумерологии были разработаны в VI веке до н. э. древнегреческим философом и математиком Пифагором, который объединил математические системы арабов, друидов, финикийцев и египтян с науками о природе человека [Особую важность нумерология получила в Каббале, где её разновидность известна под названием гематрия. Каббалисты расширили пифагорову концепцию, используя числа в магических квадратах для различных целей. С открытием в XIX веке учёными природы света, электричества и магнетизма, старинные оккультные значения, приписываемые числам, стали приписывать и вибрациям энергии. Современная нумерология[ отдает предпочтение упрощенному числовому и алфавитному коду, основанному на теориях Пифагора.
С одним из таких магических квадратов имел теперь дело Альбрехт Дюрер.
Но как этот квадрат может помочь ему в его трудах.?
И тут его словно осенило:
34 это 3+4 = 7, то есть формула преобразования тверди земной/4/ через сознание/3/ в твердь небесную/7/.
Это было и остаётся главной задачей любого творчества, главным направлением деятельности любого человека, наделённого БОГОМ талантом.
Ибо задача любого Мастера - ОДУХОТВОРЯТЬ СИЛОЮ СВОЕГО ТАЛАНТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. НЕ ДАТЬ ЕМУ СТАТЬ БЕЗДУШНЫМ!
Но была Эпоха Возрождения, с её гуманизмом и реформацией Церкви. Гуманизм смотрел на задачу живописца иначе: Сделать человека в искусстве главным действующим лицом. Придать всему божественному черты человеческого. Не человек должен возвращать себе утраченное подобие БОГА, но БОГ должен снизойти до человеческого бытия, стать понятным человеку. Практически, Всё должно быть направлено на обретение человеком на земле счастья.
Как ни печально, но именно гуманизм Эпохи Возрожденья стал благодатной почвой для либерализма, призвавшего людей отказаться от всех ограничений, в том числе и моральных. За время своего существования либерализм духовного Возрождения Европы, превратился сначала в либерализм революционной перестройки мира, а после в современный либерализм вседозволенности.
Дюреру идеи гуманизма и реформации были гораздо понятнее и ближе, чем туманные послания из Вечности.
Альбрехта не могли не заинтересовать и цифры в основание квадрата:

1514
Что-то должно было произойти через 22 года? Может быть конец Света, о котором в Средневековье, как и в наше время, не прекращались разговоры? Дюрер и верил и не верил в скорое пришествие Господа.
Наступил 1514 год. Ожидание беды не оставляло Мастера все это время.
В 1514 году на небе Европы появилась яркая комета. В мае умерла горячо любимая мать Альбрехта. Дюрер долгое время находился в состоянии меланхолии. Часами сидел среди своего рабочего инструмента, разбросанного на полу, смотрел в одну точку и ждал Конца Света.
Крылья грустящего существа - это яркое указание на то, что перед нами грустящая душа Мастера, но душа не устремлённая к БОГУ, но привязанная к повседневным земным заботам. Одним словом -ГУМАНИЗМ.
Конец Света не настал.
Живописец, наконец, сумел собраться с духом и изобразил состояние своей тоскующей души на гравюре «Меланхолия 1»
Почему «1»?
Надо снова обратиться к нумерологии:

Из интернета:
С единицы начинаются великие дела. Для цифры один нет преград, потому что ей сопутствует успех. Исследования заставляют открывать новые горизонты в любых областях, которые потом становятся эталоном для всех.
Конец цитаты/

Так что стоит предположить, что Дюрер решил начать какой-то новый этап своего творчества, сделать прыжок к тем самым заоблачным вершинам, о которых мечтал.
Ничего существенного в 1514 году не произошло:
Альбрехт отправился в творческую командировку в Португалию. Там он создал для своего императора Максимилиана Первого гравюру привезённого туда из Индии диковинного зверя - носорога! Максимилиан при виде носорога пришёл в неописуемый восторг и назначил художнику пожизненную ренту из кармана нюренбергских обывателей.
Яркая комета с европейского небосвода вскоре исчезла, а Дюрер продолжил изображать Богородицу и Господа похожими на обыкновенных бюргеров Германии, идущих по пути реформации и либерализма.
Впрочем, в пантеон великих он всё равно вошёл, хотя и не сумел превзойти тех, в чьих трудах больше божественного, чем земного.
Разве сопоставима хоть одна Мадонна Дюрера, в которых так мало небесного и так много земного, с Мадонной Рафаэля?
И молиться надо перед Ликом Господа, но не перед магическим квадратом.
…...........................................................

Дюрер (Durer) Альбрехт (1471-1528), немецкий живописец, рисовальщик, гравер, теоретик искусства.

учился у своего отца.
Отец,ювелирных дел мастер, хотел привлечь сына к работе в ювелирной мастерской, но Альбрехт не высказывал никакого желания. Он любил и тянулся к живописи.

У нюрнбергского художника Вольгемута Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование по дереву.
Влохновленный работами художника Мартина Шонгауэра, с которым он так и не встретился, Альбрехт много ездил и везде учился, учился, учился...

Но настало время, когда Альбрехту нужно было жениться. И тогда он выбрал себе из старинной и уважаемой нюрнбергской семьи Агнесу Фрей, дочь отцовского друга. Брак с Агнесссой был бездетным, да и супруги были разными по характеру, что делало семью не очень-то и счастливой.

Но тем не менее он открыл свое дело и в своей мастерской создал значительную часть своих гравюр.
В Венеции курсировали слухи о его любви к обеим полам...Возможно, Дюрер практиковал однополую любовь с сердечным другом, знатоком античной литературы Пиркгеймером.

Длинные, завитые горячим способом, волосы, уроки танцев, страх заболеть сифилисом в Венеции и покупка лекарства против этой болезни в Нидерландах, элегантная одежда, мелкое тщеславие во всем, что касается его красоты и внешнего вида, меланхолия, нарциссизм и эксгибиционизм, комплекс Христа, бездетный брак, подчинение жене, нежная дружба с распутником Пиркгеймером, которого он сам в октябрьском письме 1506-го года шутливо предлагал кастрировать -

все это сочетается в Дюрере с нежной заботой о матери и братьях, с многолетним упорным трудом, частыми жалобами на бедность, болезни, несчастья, якобы его преследовавшие.

Будьте Богу верны!
Обретете здоровье
И вечную жизнь на небесах
Как пречистая дева Мария.
Говорит вам Альбрехт Дюрер -
Покайтесь в грехах
До последнего дня поста,
И заткнете дьяволу пасть,
Одолеете нечистого.
Да поможет вам Господь Иисус Христос
Утвердиться в добре!
Чаще думайте о смерти,
О погребении ваших тел.
Это устрашает душу,
Отвлекает от зла
И греховного мира,
От гнета плоти
И наущений дьявола...

Когда 1498 году Кобергер издал «Апокалипсис» ,

Дюрер создал 15 ксилографий, которые принесли ему европейскую известность.Знакомство с венецианской школой оказало сильное влияние на живописную манеру художника.
В Венеции художник выполнил по заказу немецких купцов "Праздник венков из роз" и затем поступали и другие предложения, картины которые оставили неизгладимое впечатление многогранностью цветов и сюжетов.

Сам император Максимилиан I

благоговел перед искусством Альбрехта Дюрера.
Дюрер придерживался взглядов «иконоборцев, однако в поздних работах А.Дюрера некоторые исследователи находят сочувствие протестантизму.

В конце жизни Дюрер много работал как живописец, в этот период им созданы самые глубокие произведения, в которых проявляется знакомство с нидерландским искусством.

Одна из важнейших картин последних лет — диптих «Четыре апостола» , который художник преподнёс городскому Совету в 1526 году.

В Нидерландах Дюрер стал жертвой неизвестной болезни (возможно, малярии), от приступов которой страдал до конца жизни.

Альбрех составил так называемый магический квадрат, изображённый на одной из самых совершенных его гравюр — «Меланхолии». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так вписать в расчерченный квадрат чи́сла от 1 до 16, что сумма 34 получалась не только при сложении чисел по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении четырёх угловых клеток. Также Дюрер сумел заключить в таблицу год создания гравюры « » (1514).


Есть в работах Альбрехта Дюрера три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли, которая стала первой в истории отпечатанной типографским способом.

В 1494 году публикуется книга Себастиана Бранта под символическим названием "Корабль Дураков" (Das Narrenschiff oder das Schiff von Narragonia).
Во время обязательных для цехового подмастерья странствий по Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых гравюр в духе поздней готики, иллюстрации к “Кораблю дураков” С.Бранта,

на котором флот пересекает море. Кругом полно дураков. Здесь смеются над дураками- моряками и кораблями Империи.

Считается, что кроме А.Дюрера, над проектом работали одновременно несколько рисовальщиков-резчиков... Картину "Корабль Дураков" - написал и известный художник Иероним Босх.

Рисунок Дюрера "Корабль Дураков"

Наверху справа дураки на телеге, внизу по морю плывет корабль окруженный лодками, и на корабле и в лодках все дураки.
Многие иллюстрации к "Кораблю Дураков", как отмечают комментаторы, МАЛО СВЯЗАНЫ С СОДЕРЖАНИЕМ САМОЙ КНИГИ.
Как выясняется, саму книгу Бранта избрали лишь как повод, предлог, для обнародования большого числа гравюр (ста шестнадцати) на тему "Корабля Дураков".

Есть у Альбрехта Дюрера и такая картина как "Праздник всех святых " (Алтарь Ландауэр) 1511 .Музей истории искусств, Вена. Эта картина также принесла огромную славу художнику.




1. Неоднозначность прочтения старых дат. «Магический квадрат» Альбрехта Дюрера

Важнейшим формальным результатом НХ, полученным путём применения к материалу скалигеровской версии истории древности и средневековья независимых математико-статистических методов датирования, является обнаружение лежащей в её фундаменте системы хронологических сдвигов. Вследствие одного из таких сдвигов, ярко выраженного в европейской и русской средневековой истории, многие события, документы и произведения искусства эпохи XII-XVII веков были искусственно отброшены примерно на столетие в прошлое. В дополнение к этому, в показано, что удобная (и привычная современному человеку) позиционная десятичная система записи чисел была изобретена впервые отнюдь не в глубочайшей (чуть ли не в III тысячелетии до н.э.) древности, как это утверждает скалигеровская хронология, а лишь где-то в середине XVI века. И практически сразу же, - на основе русской скорописи, использовавшейся в тогдашней более примитивной полупозиционной (не имевшей нуля) славяно-греческой системе счисления, - возникли знакомые всем цифры от 0 до 9, называемые сегодня «арабскими» или «индийскими». Причём, - и сейчас для нас это наиболее важный момент, - первоначально символы, которыми позже стали записываться цифры 5 и 6, имели иное значение: цифра 5 на первых порах обозначала шестёрку, а цифра 6 - наоборот, пятёрку.

В совокупности из всего этого вытекает следующее: «записи, использующие "индо-арабские" цифры в их современном виде, нельзя датировать эпохой ранее конца XVI века. Если нам сегодня говорят, что на некоем документе современником поставлена дата в принятой сегодня форме: 1250 год, или 1460 год, или даже 1520 год, то это подделка. Либо подделан документ, либо подделана дата, то есть проставлена задним числом. А в случае дат якобы шестнадцатого века … вероятно, некоторые из них относятся на самом деле к семнадцатому веку.

Яркое свидетельство последнего, счастливо сохранившееся на знаменитой гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия», рис. 1.

Рис. 1. Гравюра Альбрехта Дюрера «Меланхолия I»

На этой гравюре изображён так называемый «магический квадрат», то есть квадратная таблица, заполненная различными числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова (и, в данном случае, равняется тридцати четырём). Но, присмотревшись к этим числам, легко увидеть, что стоящая в первом столбце второго ряда цифра пять (которая и должна здесь стоять, чтобы квадрат получился «магическим») была нарисована (точнее, вырезана на гравюрной доске) поверх изначально находившейся здесь шестёрки, рис. 2.

Рис. 2. «Магический квадрат» на гравюре Дюрера (слева) и пятёрка,переделанная из шестёрки (справа). Увеличенные фрагменты рис. 1

2. Написанный Дюрером портрет Иоганна Клебергера и изображённый на нём зодиак

Однако, «магический квадрат» Дюрера, как выясняется, вовсе не единственный в своём роде отголосок, доносящий до нас подлинное первичное значение цифр 5 и 6. Точно такой же эффект их неверного прочтения, - причём, на сей раз, относящийся к записи именно даты! - обнаруживается, при внимательном рассмотрении, ещё на одной работе этого же художника. Речь идёт о сравнительно небольшом (37 на 37 см) портрете нюрнбергского купца и банкира Иоганна Клебергера, жившего якобы в 1485/86-1546 годах, рис. 3.

Рис. 3. Портрет Иоганна Клебергера. Картина Альбрехта Дюрера, датируемая 1526 годом. Музей истории искусств, Вена

Считается, что данный портрет был написан по заказу последнего Альбрехтом Дюрером в 1526 году, о чём вроде бы прямым текстом свидетельствуют имеющаяся в правом верхнем углу соответствующая надпись: «1526» и под ней монограмма Дюрера. Однако, как следует из сказанного выше, надпись эта, в действительности, может указывать не на 1526, а на 1625 год н.э. Но можно ли проверить это предположение? Ответ: да, в данном случае это оказывается возможным, поскольку, помимо заметной каждому цифровой, на этом же портрете присутствует и, по крайней мере, ещё одна - скрытая от беглого взора - дата, записанная астрономически и помещённая в его левом верхнем углу, рис. 4.

Рис. 4. «Астрономическая» (слева) и «цифровая» (справа) даты на портрете Иоганна Клебергера. Увеличенные фрагменты рис. 3

Достаточно одного взгляда на левый фрагмент рис. 4, чтобы понять, что перед нами - совершенно откровенный гороскоп. В самом деле, мы видим здесь шесть звёзд, обозначающих шесть планет, а также Солнце, представленное в виде яркого жёлтого сияния, рис. 5-12.

Рис. 5. Календарь с птолемеевской системой мира. Интересная особенность данной схемы, отличающая её от остальных подобных изображений, состоит в том, что она имеет отчётливо выраженный «магический» характер: каждый из знаков Зодиака сопровождается неким символом, имевшим, по мнению составителя,
«магическую» природу (о том, что это за символы, будет сказано далее). Иллюстрация из средневекового астрологического манускрипта (Баварская государственная библиотека, кодекс BSB Clm 826)

Рис. 6. Солнце, Луна и пять звёзд-планет. В центре изображена направляющаяся к Солнцу комета. Увеличенный фрагмент рис. 5

Рис. 7. Семь свободных искусств и покровительствующие им планеты. Слева изображены: Сатурн (геометрия) и Юпитер (логика). В центре (и на увеличенном фрагменте справа) представлены: Марс (арифметика), Солнце (грамматика) и Венера (музыка). Справа показаны: Меркурий (физика) и Луна (риторика).
В нижней части помещены изображения планет и дней недели, условно обозначенных семью светильниками. Иллюстрация из Тюбингенской Домашней книги - медико-астрологического манускрипта якобы XV века
(библиотека Тюбингенского университета, кодекс Md 2)

Рис. 8. Зодиакальный человек. Схема, иллюстрирующая средневековые представления о влиянии, оказываемом на органы человека знаками Зодиака (слева, вверху и внизу) и планетами (справа). Иллюстрация из часослова середины XVI века

Рис. 9. Солнце и шесть звёзд-планет на титульном листе алхимического трактата: Johann Mylius, Anatomia Auri, sive Tyrocinium medico-chymicum, Frankfurt, 1628
Рис. 10. Жан Жерсон (богослов и канцлер Парижского университета, живший якобы в 1363-1429 годах) в образе пилигрима. Справа показан увеличенный фрагмент со щитом, на котором изображены Солнце, Луна и пять звёзд-планет. Гравюра якобы конца XV века, приписываемая Альбрехту Дюреру

Рис. 11. Всадник-Солнце. Иллюстрация из фестивальной книги конца XVI века (кодекс BSB Cod. icon. 340)
Рис. 12. Солнце на гравюре Ханса Вайдитца. Якобы середина XVI века

Единственная неоднозначность возникает в связи с определением значения изображённого в центре всей композиции символа. На первый взгляд, это общепринятый астрономический знак созвездия Льва, присутствующий в таком качестве на бесчисленном множестве изображений, рис. 13-14, в том числе и на известной звёздной карте того же Дюрера, рис. 15.

Рис. 13. Солнце и Лев. Над спиной льва изображён его условный символ. Гравюра Виргилиуса Солиса. Якобы середина XVI века
Рис. 14. Солнце со Львом (слева) и увеличенный фрагмент с символом последнего (справа). Рисунок Эрхарда Шона. Якобы 1536 год

Рис. 15. Изображение Льва на звёздной карте Дюрера (слева) и его фрагменты с символом данного созвездия (справа). Якобы 1515 год

Как символ Льва он интерпретируется и практически во всех описаниях рассматриваемой картины. Тем не менее, как утверждается в , - и, как станет понятно далее, практически наверняка так оно и есть, - в данном частном случае этот символ имеет более узкое значение и указывает не на созвездие Льва целиком, а лишь на его главную звезду - Регул.

3. Первый вариант гороскопа - «со Львом». Когда, в действительности, был написан портрет Клебергера?

Рассмотрим сначала первую - стандартную - возможность.

В этом случае мы получаем, что на рис. 4 представлен предельно лаконичный гороскоп - все планеты во Льве. Спрашивается, в какие годы все семь известных в средневековой астрономии планет собирались на звёздном небе в созвездии Льва? Программа HOROS даёт на него следующий исчёрпывающий ответ: за последнюю тысячу лет это происходило только дважды - 14-16 августа 1007 года н.э. и 30 августа - 1 сентября старого стиля 1624 года н.э. Первое решение по очевидным причинам заведомо отпадает, зато второе оказывается отстоящим буквально на один год от даты, записанной художником на картине, рис. 4, при условии того, что цифры 5 и 6 имели для него не сегодняшнее, а первоначальное значение.

Налицо прекрасное соответствие. Получается, что в конце августа - начале сентября 1624 года происходит некое важное для Иоганна Клебергера событие, в память о котором он заказывает Дюреру (может быть сразу же, может быть чуть погодя) рассматриваемый портрет, а последний в скором времени исполняет этот заказ.

Однако, это лишь предварительный вывод, следующий из чисто формального результата, относящего указанную выше дату именно к 1624 году и никак не учитывающий того, что в прежние времена начало года не всегда и не везде отсчитывалось, как это привычно нам сегодня, с первого января. В частности, на Руси в интересующую нас сейчас эпоху XVI-XVII веков новый год начинался в сентябре. И если, принимая во внимание данное обстоятельство, допустить, что заказчик портрета следовал, - по крайней мере, в данном конкретном случае, - этой старой (берущей своё начало ещё в «Древнем» Египте) традиции отсчёта нового года с сентября, то картина становится гораздо более интересной.

А именно, возникают два возможных варианта, в зависимости от того, принимал ли он (опять же, по крайней мере, в рассматриваемом случае) проведённую сравнительно недавно - сорока годами ранее - григорианскую реформу календаря и введение «нового стиля». Если да, то к указанной выше дате следует прибавить десять дней, и получится, что в изображённом на портрете гороскопе записана дата 9-11 сентября (нового стиля), попадающая на первый месяц 1625 сентябрьского года. То есть, астрономическая и цифровая записи, рис. 4, окажутся (частично, так как первая более точна) дублирующими друг друга и указывающими на один и тот же 1625 год.

Если же это было не так, и заказчик картины придерживался старого юлианского счёта дней, то результат становится и вовсе поразительным, поскольку в этом случае 31 августа и 1 сентября выпадают в точности на последний день 1624 и первый день 1625 сентябрьского года. И тогда получается, что зодиак на рис. 3 - новогодний, а сам портрет был написан по случаю наступления нового 1625 года, с началом этого года в сентябре.

На рис. 16 показан «снимок» звёздного неба на новогоднее утро 1625 сентябрьского года полученный с помощью программы-планетария StarCalc.

Рис. 16. Положение планет утром (через два часа после восхода Солнца) 1 сентября ст. ст. (11 сентября н. ст.) 1624 года н.э. Место наблюдения - Нюрнберг.

Таким образом, мы имеем три варианта, относящие записанную на картине «зодиакальную» дату, в зависимости от возможных календарных представлений её заказчика, в конец восьмого месяца 1624 январского, конец первой декады первого месяца или же точно на начало 1625 сентябрьского года.

Возникает естественный вопрос: какой из этих вариантов лучше всего соответствует изображению на рис. 3? Как мы сейчас убедимся, последний, поскольку именно с ним идеально согласуется ряд других деталей рассматриваемой картины.

4. «Год Сатурна» и символическое значение «львиного» гороскопа

Прежде всего, взглянем на две фигуры, изображённые в нижнем левом и правом углах портрета, рис. 17, и попытаемся понять, что они означают.

Рис. 17. Фигуры в нижней части портрета Иоганна Клебергера. Увеличенные фрагменты рис. 3

C левой из них - трилистником клевера, растущим на вершине горы, - вопросов не возникает. Это обыкновенный гербовый щит с символикой владельца. Точно такой же символ можно увидеть на ещё одном сохранившемся изображении Иоганна Клебергера (от клевера, кстати, происходит и сама его фамилия), рис. 18.

Рис. 18. Иоганн Клебергер на медали неизвестного нюрнбергского мастера, относимой, так же как и портрет Дюрера, к 1526 году. На оборотной стороне виден шлем, над которым изображена гора с растущим на её вершине трилистником

Но что конкретно означает правая? Конечно, вполне можно сказать, что это «просто красивая картинка, парная к щиту», и тем удовлетвориться. Однако, учитывая изложенное выше, в этой картинке несложно распознать слегка завуалированный под геральдическую стилистику астрономический сюжет. В самом деле, мы видим здесь длиннобородого старца, держащего в руках два трилистника. Подоплёка этой композиции напрашивается сама собой: шесть одинаковых листочков (так же как шесть одинаковых звёзд в противоположном углу того же портрета, рис. 4), скорее всего, обозначают шесть планет, рис. 19-21, а старец - какую-то седьмую планету.

Рис. 19. Планетное дерево. Титульный лист алхимического трактата: Basilius Valentinus, Occulta Philosophia, Frankfurt am Mayn, 1613

Рис. 20. Планеты (они же алхимические элементы),изображённые в виде листочков на ветвях дерева.
Увеличенный фрагмент рис. 19
Рис. 21. Солнце, Луна и планеты на ветвях алхимического дерева. Иллюстрация из трактата: Johann Mylius, Philosophia Reformata, Frankfurt, 1622

Спрашивается, какую конкретно? Очевидно, это либо Юпитер, либо Сатурн, так как именно эти две планеты чаще всего (а последний - практически всегда) изображались в таком виде, рис. 22.

Рис. 22. Юпитер (слева) и Сатурн (справа) на гравюрах Ханса Бургкмайра. Якобы конец XV - начало XVI века

Строго говоря, более или менее похожие изображения встречаются иногда и для Марса, Меркурия и Солнца, однако на них всегда имеются подписи или характерные атрибуты (меч Марса, крылатый жезл Меркурия и т.п.), позволяющие понять, какая именно планета имеется в виду, рис. 13. При отсутствии же таких атрибутов остаются именно Юпитер с Сатурном, так как единственным признаком для идентификации, в таком случае, оказывается собственно возраст, а последние - старшие среди «планетных» богов.

Итак, рассмотрим первый вариант. В этом случае получается, что шесть планет поделены на две тройки, изображённые в виде трилистников в руках старца-Юпитера. С астрономической точки зрения, это означает, что три планеты должны находиться по одну сторону от Юпитера, а три - по другую. Но именно так и обстояло дело в полученном выше «новогоднем» решении 1624/25 года: слева от Юпитера, со стороны Девы, находились Меркурий, Солнце и Венера, справа - Марс, Луна и Сатурн, рис. 16. То есть, при отождествлении старца на рис. 17 с Юпитером вся композиция приобретает значение дополнительного астрономического указания к основному гороскопу.

Во втором случае столь прозрачного соответствия, разумеется, уже не наблюдается, однако и он, как оказывается, ничуть не противоречит «новогоднему» варианту полученной выше датировки. И даже более того, не только дополнительно подтверждает её, но и позволяет глубже понять логику и образ мысли, которыми руководствовались автор и/или заказчик рассматриваемого портрета.

А именно, зададимся вопросом: что ещё, помимо разделения планет на две группы, может означать то обстоятельство, что все они изображены одинаковыми, маленькими и притом находящимися в руках старца, олицетворяющего (на сей раз) Сатурн? Очевидно, то, что последний держит их всех в некоем подчинении (буквально, «в руках»). Спрашивается, о каком «подчинении» может идти речь? Ответ вновь даёт рис. 16. Дело в том, что наблюдатель, смотревший на звёздное небо в новогоднюю ночь 1625 сентябрьского года, видел, как примерно за два часа перед рассветом восходил Сатурн, получасом позже Луна (в виде едва заметного или даже вовсе неразличимого серпика), а ещё через час - все остальные планеты. То есть, говоря образно, в эти предрассветные часы на небе безраздельно «царил» Сатурн, возвещая тем самым, что грядущие месяцы пройдут под его «управлением» (как всеми остальными, равно «подчинёнными» ему, планетами, судьба которых, на ближайшее время, оказалась «в его руках», так и, конечно же, делами земными).

И, как хорошо известно, такого рода соотнесение года с «управляющей» им планетой действительно было в эпоху Клебергера-Дюрера распространённой практикой, рис. 23-24.

Рис. 23. Сатурн - владыка годового круга. Иллюстрация из средневекового астрологического альманаха. Якобы 1491 год

Медаль, выпущенная в Нюрнберге примерно в 1810 году Сохранилась эта традиция и по сей день, рис. 25-29.

Рис. 24. Сатурн. На оборотной стороне - весталка у алтаря и надпись «Удачи в новом году» (SPENDE NEUES GLUCK IM WECHSEL DES JAHRES).
Рис. 25. «Сатурн - правитель года» (JAHRES REGENT SATURN). Медаль из «календарной» серии, выпускающейся в Австрии с 1933 года по настоящее время

Рис. 26. Лицевые стороны ещё двух австрийских календарных медалей (за 1937 и 1972 годы), посвящённых Сатурну
Рис. 27. Юпитер и Марс на австрийских календарных медалях

Рис. 28. Венера и Меркурий на австрийских календарных медалях
Рис. 29. Солнце и Луна на австрийских календарных медалях

Таким образом, отождествление старца на рис. 17 с Сатурном также прекрасно соответствует найденному выше решению. Разве что прочтение композиции оказывается чуть более замысловатым, а получающийся смысл смещается из сугубо астрономической в аллегорическую плоскость.

На последнее, правда, можно возразить тем, что Сатурн, по средневековым представлениям, считался зловещей, крайне неблагоприятной планетой, связанной со смертью и разного рода дурными влияниями. Издание [Саплин] суммирует эти взгляды следующим образом: «Сатурн - пятая по астрономическому счёту планета … В индивидуальной астрологии Сатурну подчинены следующие понятия: расставания, препятствия, трудности, потери, противостояния, выдержка, терпение, настойчивость, основательность, отчуждение, одиночество, холод, возраст, трудность, жестокость, непоколебимость, постоянство, зависть и алчность. В мировой астрологии … Сатурн отвечает за национальные бедствия, эпидемии, голод и т.п. …». А также: «Большое несчастье (лат. Infortuna major) - часто употреблявшийся в средневековой астрологии эпитет планеты Сатурн, считающейся самой неблагоприятной планетой».

В общем, на первый взгляд, сложно представить причину, которая могла бы побудить кого-либо заказать свой портрет на подобном фоне. И в большинстве случаев этого было бы вполне достаточно, чтобы отвергнуть вариант отождествления старца на рис. 17 именно с Сатурном (оставив для него, тем самым, Юпитера как единственную кандидатуру). Однако, в данном конкретном случае такое соседство может быть очень легко объяснено. Дело в том, что описанная выше картина того, как в новогоднюю ночь 1625 сентябрьского года первым восходил «зловещий» Сатурн, была не совсем полной. Если же быть до конца точным, то, как опять-таки хорошо видно на рис. 16, «самым первым» - согласно расчётным данным, тремя минутами ранее Сатурна - на горизонте появлялась одна из ярчайших звёзд неба - Регул. А уже вслед за Регулом наступал черёд «царствующего» Сатурна (кстати, название указанной звезды также связано с царской властью и означает, в переводе с латыни, «маленький царь»).

Относительно же Регула в издании [Саплин] говорится так: «Регул (Regulus), Сердце Льва … - звезда α Льва, … указывает на счастье». То есть, с точки зрения тех же средневековых представлений, к моменту восхода «Большого несчастья» = Сатурна его злотворная ипостась была нейтрализована «счастливым» Регулом, и, следовательно, на первый план вышли положительные черты - «выдержка, терпение, настойчивость, основательность, … непоколебимость, постоянство». Усиленные вдобавок «царской» сущностью Регула. Кто бы отказался от такого набора?

Между прочим, тут же становится понятным и то, почему Сатурн мог быть изображён на рис. 17 в виде добродушного старичка, без своих привычных атрибутов в виде косы и пожираемого младенца, рис. 22. В данном случае, они, очевидно, уже были не нужны. С другой стороны, ход мысли автора мог быть и более изощрённым и заключаться в том, что, изобразив названного старца без каких-либо характерных атрибутов, которые бы однозначно указали на Сатурна или Юпитера, он предоставил тем самым достаточно искушённому в такого рода тонкостях зрителю возможность соотнести его с каждым из них, и в том и в другом случае приоткрывая важную часть общего заложенного в картину смысла.

Кстати, у Сатурна есть и ещё один аспект, который тоже мог рассматриваться в качестве одного из фрагментов многоплановой символики картины. А именно, Сатурн-Кронос ассоциировался также и с нестареющим Хроносом, то есть Временем. И, следовательно, помещение его фигуры на портрете, при взгляде на неё под таким углом, могло сулить изображённому долгую жизнь, рис. 30-31.

Рис. 30. Сатурн-Хронос, желающий удачи в новом году (VERTENTE ANNO - буквально: «в течение всего года»). Медаль, выпущенная в Аугсбурге и датируемая 1635 годом
Рис. 31. Леопольд Габсбург с сыном Иосифом у алтаря Вечности, напротив них - Хронос-Сатурн со сломанной косой и брошенными оземь песочными часами и Фортуна с рогом изобилия. На оборотной стороне изображён сидящий в облаках Хронос, держащий в руке обвившегося вокруг числа XVII змея, кусающего себя
за хвост (символ цикличности, перерождения и т.п.). Аугсбургская медаль, выпущенная в 1700 году, в ознаменование грядущего наступления нового века

Таким образом, мы видим, что даже стандартная интерпретация символа на рис. 4 как обозначающего созвездие Льва, приводит нас к очень интересному и символически насыщенному результату. Однако, как было сказано выше, имеется и другой вариант прочтения, согласно которому данный символ указывает на конкретную звезду неба - Регул. Рассмотрим теперь и эту возможность.

Продолжение следует...

На основе теоретического анализа пандиагональных квадратов 4×4 показаны их особенности «структуры»: инвариантами строения пандиагональных квадратов 4×4 являются пары чисел равные в сумме одному из двух чисел Фибоначчи – 13 или 21. Выявлено, что любой вариант множества шести цифр этого и ему подобных пандиагональных квадратов 4×4, образующих непрерывную симметричную конфигурацию, равен в сумме целому числу – 51. Построена геометрическая фигура «куб в кубе», обладающая свойствами «золотой симметрии» пандиагональных квадратов 4×4. Свойствами «золотой симметрии» обладают все числа диагоналей куба (два числа образуют в одном случае – в сумме число 13, в другом – 21), а все плоскости, имеющие 4 угла (числа) как внутреннего, так и внешнего квадратов геометрической фигуры образуют в сумме число Фибоначчи – 34.

Введение

На основе теоретического анализа квадратов Кхаджурахо, Дюрера и подобных им квадратов 4×4 выявлены особенности их «структуры»: инвариантами строения пандиагональных квадратов 4×4 являются пары чисел равные в сумме одному из двух чисел Фибоначчи – 13 или 21.

Магический квадрат – квадратная таблица n×n, заполненная n 2 различными числами таким образом, что сумма чисел в каждой строке, каждом столбце и на обеих диагоналях одинакова. Самый ранний уникальный магический квадрат 4×4 обнаружен в надписи XI века в индийском городе Кхаджурахо. Квадрат 4×4, изображённый на гравюре Альбрехта Дюрера «Меланхолия», считается самым ранним в европейском искусстве (1514г.). Сумма чисел квадрата Дюрера на любой горизонтали, вертикали и диагонали равна 34. Эта сумма также встречается во всех угловых квадратах 2×2, в центральном квадрате, в квадрате из угловых клеток, в квадратах, построенных «ходом коня» (2+12+15+5 и 3+8+14+9), в вершинах прямоугольников, параллельных диагоналям (2+8+15+9 и 3+12+14+5), в прямоугольниках, образованных парами средних клеток на противоположных сторонах (3+2+15+14 и 5+8+9+12). Большинство дополнительных симметрий связано с тем, что сумма любых двух центрально симметрично расположенных чисел равна 17.

Существует 48 пандиагональных квадратов 4×4 с точностью до поворотов и отражений. Если принять во внимание ещё и симметрию относительно торических параллельных переносов, то остаётся только 3 существенно различных квадрата (рисунок 2).


Основная часть

Мною проанализирована «структура» пандиагональных квадратов 4×4 и выявлены инвариантные части их строения (рисунок 3). Инвариантами строения пандиагональных квадратов 4×4 являются пары чисел равные в сумме одному из двух чисел Фибоначчи – 13 или 21. Различные варианты симметричного комбинирования этих числовых пар образуют множество пандиагональных квадратов 4×4.


Квадрат Дюрера (и ему подобные пандиагональные квадраты 4×4) обладают симметрией золотой пропорции. Например, на рисунке 4 показано красными и синими квадратами варианты симметрий, при которых среднее арифметическое значение от суммы красных составляющих квадратов в возможных позициях (4 или 2, при вращении в разные стороны) равно 51. Таким образом, сумма всех чисел квадрата – 136, из которых 85 – синие, 51 – красные. 136/85=1,6; 85/51=1,667.


На основе квадрата Дюрера нами построена геометрическая фигура «куб в кубе», обладающая свойствами симметрии пандиагональных квадратов 4×4 (рисунок 5). Подобное «преобразование» стало возможным при расположении вертикальных столбцов чисел квадрата Дюрера под определенным углом, образуя, таким образом, куб в кубе. При этом свойствами «золотой симметрии» обладают все числа диагоналей куба (два числа образуют в одном случае – в сумме число 13, в другом – 21), а все плоскости, имеющие 4 угла (числа) как внутреннего, так и внешнего квадратов построенной фигуры образуют в сумме число Фибоначчи – 34.

Заключение

  1. На основе теоретического анализа пандиагональных квадратов 4×4 показаны их особенности «структуры»: инвариантами строения пандиагональных квадратов 4×4 являются пары чисел равные в сумме одному из двух чисел Фибоначчи – 13 или 21.
  2. Выявлено, что любой вариант множества шести цифр квадрата Дюрера и ему подобных пандиагональных квадратов 4×4, образующих непрерывную симметричную конфигурацию, равен в сумме целому числу – 51.
  3. Построена геометрическая фигура «куб в кубе», обладающая свойствами «золотой симметрии» пандиагональных квадратов 4×4. Свойствами «золотой симметрии» обладают все числа диагоналей куба (два числа образуют в одном случае – в сумме число 13, в другом – 21), а все плоскости, имеющие 4 угла (числа) как внутреннего, так и внешнего квадратов геометрической фигуры образуют в сумме число Фибоначчи – 34.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Гравюра на меди «Меланхолия I» известнейшего художника эпохи западноевропейского Ренессанса Альбрехта Дюрера окутана тайной, полна символов и аллегорий. В неимоверно малые размеры своего творения непревзойденный мастер гравюры сумел зашифровать столько тайного смыла и посланий, которые до сих пор заводят в тупик искусствоведов. Различные версии разгадок этих тайн далее в обзоре.


Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 1471-1528) - немецкий живописец и график, первый теоретик искусства, один из величайших мастеров Северного Ренессанса, был третьим ребенком в семье из восемнадцати рожденных и восьми выживших детей. Отец, золотых дел мастер, пытался с детства приобщить сына к ювелирному ремеслу,которым сам зарабатывал на жизнь.



Но вопреки его ожиданиям, в пятнадцать лет юный Альбрехт становится учеником Михаэля Вольгемута – ведущего нюрнбергского художника, живописца и великолепного гравера. От него то прилежный ученик и получил те познания и умения, которые использовал на протяжении своего творческого пути. К тому же, первый успех юному художнику принесли именно деревянные и медные гравюры. Впоследствии он стал новатором в этой технике. А о живописных работах Дюрера и говорить не приходится - это шедевры мирового искусства.


Познания Дюрера в астрономии, математических и естественных науках были потрясающими. Он создавал карты звездного неба, следя за небесными светилами с крыши собственного дома, на которой располагалась небольшая обсерватория. Он рассчитал значения, для впервые созданного в Европе, магического квадрата, создал теоретические труды об искусстве.

«Меланхолия I»

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/durer-006.jpg" alt="Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru." title="Фрагмент гравюры «Меланхолия I».

В центре композиции видим женщину с крыльями и в венке, олицетворяющую собой Логику – это Муза Дюрера. Неподвижно сидящая на крыльце, она погружена в меланхолическую задумчивость и печаль: женщина хоть имеет крылья, но не может проникнуть за завесу тайны Вселенной. Все, что вокруг происходит - проходит без ее участия. Это ее угнетает и навевает меланхолическое настроение.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/durer-007.jpg" alt="Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru." title="Фрагмент гравюры «Меланхолия I».

Гравюра размерами 23,9 х 18,8 сантиметров перенасыщена деталями и предметами. Здесь можно увидеть песочные и солнечные часы, весы, колокол, циркуль, сферу, многогранник, высеченный магический квадрат, а так же строительные инструменты.

А самым интереснейшим предположением российского искусствоведа Паолы Волковой является версия: на гравюре изображена не крылатая женщина, а сам Альбрехт Дюрер с крыльями ангела, что впрочем вполне закономерно.

Магический квадрат

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/durer-004.jpg" alt="Фрагмент гравюры «Меланхолия I». Автор: А. Дюрер. ¦ Фото: kaplyasveta.ru." title="Фрагмент гравюры «Меланхолия I».

Первая из версий: художник задумал создать несколько работ, отображающих меланхолию, поэтому и начал нумеровать свои произведения. Но как известно, продолжения серии гравюр, посвященных Меланхолии, у Дюрера больше не было.

Вторая версия опиралась на психологические учения того времени, которые гласили, что существуют три вида меланхоликов. Одни из них были творческими людьми, с развитой фантазией, другие – политики и ученые, с развитым умом, и третьи - люди религии и философы, с развитой интуицией. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I.

По третьей версии: «I» - это вовсе не римская цифра, а латинская буква «i». А в совокупности с меланхолией - означает «Прочь, меланхолия».

И последняя, самая более вероятная. Так как техника гравюры выполняется в зеркальном отражении Дюрер ошибся при написании названия, что было не первым случаем в его практике. Вместо буквы "А" - конечной буквы, он начал писать букву "М". И чтобы исправить свою ошибку, он решил таким образом выйти из сложившейся ситуации.

«Меланхолия I» - является последней из серии трех известных «мастерских гравюр» Дюрера и самой любимой его работой. Первые две - это «Иероним в келье» и «Рыцарь, смерть и дьявол».
Во всех трех присутствует действующее лицо: рыцарь, святой Иероним, крылатая женщина. По мнению многих искусствоведов в этих трех работах художник описал разные состояния души человека.

Более подробно узнать о работе «Рыцарь, смерть и дьявол» можно в обзоре:

">

Loading...Loading...