Обучение дошкольников грамоте методическое пособие дурова. Дурова Н.В

ПОИГРАЕМ В СЛОВА


ОТ ЗВУКА К БУКВЕ


Тексты в издании предназначены для чтения детям взрослыми (родителями, воспитателями).
ОТ СЛОВА К ЗВУКУ
Занятия этого пособия ориентированы на работу с детьми пяти лет. На этих занятиях ребенок научится...

Читать полностью

ПОИГРАЕМ В СЛОВА
Пособие ориентировано на занятия с детьми четырех-пятилетнего возраста, наиболее подходящего для введения детей в мир звучащей речи. Книга поможет показать детям, что наша речь состоит из множества слов, звучащих по-разному или схоже, научить их различать твердые и мягкие согласные звуки. Все это необходимо для последующего обучения сознательному чтению.
Тексты в издании предназначены для чтения детям взрослыми (родителями, воспитателями).
ОТ ЗВУКА К БУКВЕ
В пособии, ориентированном на работу с детьми от шести до семи лет, содержится практический материал для ознакомления детей с гласными буквами и правилами их написания.
Знания, умения и навыки, которые приобретут дети в процессе занятий, необходимы для овладевания слитным чтением.
Тексты в издании предназначены для чтения детям взрослыми (родителями, воспитателями).
ОТ СЛОВА К ЗВУКУ
Занятия этого пособия ориентированы на работу с детьми пяти лет. На этих занятиях ребенок научится последовательно называть звуки так, как они слышатся в слове, различать на слух мягкие и твердые согласные звуки, ударные и безударные гласные звуки, называть слова с определенным звуком или определенной звуковой модели.
Знания, умения и навыки, которыми овладеет ребенок в процессе занятий, имеют большое значение для обучения чтению и грамотному письму.
Тексты в издании предназначены для чтения детям взрослыми (родителями, воспитателями).
ЧИТАЕМ САМИ
Эта книжка представляет собой подбор методически организованных материалов (слоги, слова, тексты) для обучения детей слитному осмысленному чтению (можно опираться на знания, умения и навыки, приобретенные детьми в процессе предыдущего предварительного обучения, проводимого по первым трем пособиям).
Предназначена для чтения родителей с детьми.

Скрыть

СПЕЦКУРС

«Обучение дошкольников грамоте»

Подготовительная к школе группа

ЗАНЯТИЕ 1

Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, применять правила написания гласных букв.

1. Воспитатель говорит детям, что в старшей группе они узнали, что слова состоят из звуков. Есть звуки, которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград. Спрашивают, как называются такие звуки /гласные/, какие гласные они знают /а, о, у, ы, и, э/, какими фишками обозначаются /красными/.

Воспитатель предлагает вспомнить, как называются звуки, которые во рту встречают преграды /согласные/, сказать, какие бывают согласные /твердые и мягкие/, какими фишками обозначаются /твердые согласные - синими, мягкие согласные – зелеными фишками/ и назвать несколько согласных звуков. Если ребенок называет твердый согласный, воспитатель предлагает ему назвать его мягкую пару /например, "п"-"пь","л -"ль"/. Если ребенок называет мягкий согласный звук, воспитатель предлагает назвать его твердую пару /например, кь-к, сь-с/.

2. Звуковой анализ слова "Книга".

Слово у доски разбирает один ребенок. Одновременно с ним его выкладывают за столами все дети.

Ребенок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слов, называет изолированно /к, нь, и, г, а/, характеризует их / гласный, твердый или мягкий согласный/ и обозначает соответствующей фишкой. Затем произносит слово с ударением /книга/ и обозначает ударный гласный черной фишкой, которую ставит за красную фишку. В работе ребенка это выглядит так:

Книга – 1-ый звук «к» твердый согласный /ставит синюю фишку в первую клеточку схемы/.

кНига – 2-ой звук «нь», мягкий согласный /ставит зеленую фишку во вторую клеточку схемы/.

кнИга – 3-ий звук «и», гласный /ставит красную фишку/.

книГа – 4-ый звук «г», твердый согласный /ставит синюю фишку/.

книгА – 5-ый звук «а», гласный /ставит красную фишку/.

кнИИИга – ударный гласный звук «и» /ставит чернуюфишку/.

При проведении звукового анализа слова необходимо следить за тем, чтобы каждый звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой по схеме, а затем соответственно обозначен фишкой.

Вопросы и задания детям:

Какие гласные в слове "Книга"? /и, а/.

Какой ударный гласный звук? /и/.

Произнесите слово с ударением /книиига/.

Переставьте ударение /черную фишку/ на звук «а», как теперь будет звучать слово? /книгааа/. Снова поставьте ударение верно.

Какой мягкий согласный звук в слове? /нь/

Какой 2-о1 твердый согласный? /г/

Какой твердый согласный звук? /к/

Игра с заданиями:

1. Вызвать 4 детей, предложить им взять с доски фишки, обозначающие звуки, в последующей последовательности: нь, г, а, и, к и построить слово «книга».

2. Подозвать /в сторону/: 1-ый гласный, 2-ой гласный, мягкий согласный, 2-ой твердый согласный, 1-ый твердый согласный и построить слово «книга».

3. Задание звукам дают дети.

Приведем примерные задания: назвать слово со своим звуком /звук может быть в начале, середине или конце слова/, назвать пару своего звука, найти игрушку, в названии которой есть заданный звук, назови слово, в котором твой звук – ударный.

4. Работа с предложением.

Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что ее зовут Нина. Дети рассматривают куклу и говорят, какая она /красивая большая, нарядная, любимая, хорошая и т.д./ Воспитатель подзывает к себе двоих детей и говорит, что один будет словом «Нина» /дает ему куклу/, другой слово – «нарядная». Предлагает им встать рядом, обращается по очереди к детям и спрашивает, какие они обозначают слова /»Нина», «нарядная»/. Детям группы предлагается сказать, что получится, если произнести эти слова друг за другом /»Нина нарядная»/. Воспитатель объясняет, что получилось предложение «Нина Нарядная». Дети-слова меняются местами, получается новое предложение «Нарядная Нина», называют 1-ое, 2-ое слово. Вызывается ребенок, который обозначает слово «милая», а слово «нарядная» садится на место и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /Милая Нина/ и называют 1-ое, 2-ое слово.

Задание детям-словам: выйдет слово «Нина», слово «милая» подойдет к слову «Нина», чтобы получилось предложение «Нина милая». Слово «Нина» похлопает в ладоши. Слово «милая» назовет 1-звук этого слова /мь/.

ЗАНЯТИЕ 2

Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закрепит умение определять место ударного гласного звука в слове. Учить составлять предложение из двух слов, называть слова по порядку. Продолжать учить называть слова с заданными звуками.

Материал демонстрационный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки, указка, мишка, мяч, фишки или мелкие игрушки.

Материал раздаточный: схема шестизвукового слова, красные, синие, зеленые, черные фишки на подносике, указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1. Звуковой анализ слова «газета». Воспитатель предупреждает детей, что у доски это слово будет выкладывать тот, кто первым разберет его за столом. Вызванный ребенок интонационно выделяет, называет, характеризует звуки и обозначает их фишками, читает слово с ударением

Игра с заданиями:

1) На игру вызывается ребенок, который отгадает «загадку» воспитателя. Какой 2-й твердый согласный? /т/. Какой 1-й твердый согласный? /г/. Какой мягкий согласный? /зь/. Какой 3-ий гласный? /а/. Какой 1-й гласный? /а/. Какой второй гласный? /е/. Дети выстраивают слово «газета».

2) Назвать: 3-й звук слова, 6-й звук, 4-й звук, 2-й звук, 5-й звук.

3) Задания звукам дают дети.

2. Игра «Назови пару». Воспитатель называет твердый согласный звук /например, «р»/. Тот ребенок, которому бросит мяч, должен назвать мягкий согласный – пару загаданного звука /рь/ и перебросить мяч воспитателю. После того, как в игре примет участие половина детей, воспитатель меняет задание: называет мягкие согласные звуки а дети – их твердые пары.

В игре должны принять участие все дети. Игра проводится в быстром темпе. Во время игры дети находятся за столами.

3. Работа над предложением. Воспитатель показывает детям мишку, предлагает рассмотреть его и сказать, какой он. Дети подбирают различные определения /например, хороший, плюшевый, маленький, любимый, косолапый, и т.д./ К доске выходят двое детей. Один обозначает слово «мишка» /воспитатель дает ему мишку/, другой – слово «пушистый». Воспитатель предлагает построить предложение «Мишка пушистый» /дети проверяют выполнение задания/.

Назвать 1-е, 2-е слово, затем дети-слова меняютсяместами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось /»Пушистый мишка»/. Вызывается ребенок, который означает слово «косолапый», а слово «пушистый» садится на место. 2-3 детей произносят предложение, которое получилось после замены слов /«Косолапый мишка»/., затем называется 1-е, 2-е слово.

4. Игра «Назовите слова». Воспитатель предлагает назвать слова со звуком «н» /например, носки, санки, карандаш, сон/, затем слова со звуком «нь» /например, небо, коньки, конь/. За каждое слово ребенок получает фишку или мелкую игрушку. В конце игры определяется победитель, т.е. ребенок который назвал больше всего слов.

ЗАНЯТИЕ 3.

Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Познакомит с гласными буквами «а», «А». Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./, фишки-игрушки, мяч, зайка.

Материал раздаточный: красные, зеленые, синие фишки, указка, буква «а» /3 шт./, буква «А» /2 шт./.

Ход занятия.

1. Игра в кругу с мячом: «Назови ударный гласный звук». Воспитатель произносит слово с ударением и бросает ребенку мяч. Тот, поймав мяч, называет ударный гласный звук и перебрасывает мяч воспитателю. В игре должны принять участие все дети.

2. Звуковой анализ слова «кран» /у доски слово разбирают по очереди 4 детей и выкладывают фишки на доске без схемы, за столами дети разбирают слова без схем/.

Вопросы к детям после анализа слова:

Какие согласные звуки в слове «кран» ? /к, р, н/. Какой гласный звук в слове? /а/.

Воспитатель обращает внимание детей, что звук «а» стоит после твердого согласного звука «р» и объясняет, что звук «а» обозначается буквой «а». Дети рассматривают его и заменяют красную фишку на букву. Затем воспитатель напоминает, что если в слове один гласный звук, то он ударный.

3. Звуковой анализ слова «Алена». У доски слово разбирают 5 детей и обозначают все звуки фишками.

Вопросы к детям после анализа слова: Какие гласные звуки в слове «Алена»? /а, о, а/. Что обозначает это слово? /имя девочки/. Воспитатель объясняет, что имена пишутся с заглавной буквы и знакомит детей с буквой «А», после чего первая красная фишка заменяется буквой «А». Воспитатель предлагает детям сказать, после какого согласного звука слышится третий гласный звук /после тв.согл.звука «н»/ и заменить красную фишку звук «а». После замены фишек буквами дети читают слово, определяют ударный гласный звук.

4. Работа над предложением: Воспитатель берет зайца, выполняет с ним разные движения /заяц пляшет, прыгает, грызет, умывается, спит/, а дети называют, что делает заяц /пляшет, прыгает, грызет, умывается, спит/. Затем к доске выходят двое детей. Один обозначает слово «заяц», другой – слово «пляшет», а все дети называют 1-е, 2-е слово. Играющие меняются местами и 2-3 детей говорят, какое предложение получилось. /»Пляшет заяц»/. Затем вызывается другой ребенок, который обозначает другое действие, а дети определяют, какое предложение получилось.

5. Игра «Назовите слова». Воспитатель выставляет на доске зеленую, красную, синюю фишки и предлагает детям называть слова по этой модели /лиса, пила, река, мясо и т.п./ Если ребенок назвал слово неверно, воспитатель читает его слово по модели и указывает ему на ошибку. В конце игры определяется победитель.

ЗАНЯТИЕ 4.

Программное содержание: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, определять ударный гласный звук. Познакомить с гласными буквами «я», «Я» и правилами написания «Я» после мягких согласных звуков. Учить составлять предложения о действиях игрушки из 2 слов. Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Материал демонстрационный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка, фишки-игрушки, лиса.

Материал раздаточный: красные, зеленые, синие, черные фишки, касса с гласными буквами А, а, Я, я, указка.

Ход занятия.

1. Работа над предложением.

Воспитатель берет игрушечную лису и выполняет с ней различные упражнения. Дети составляют предложения из 2-х слов о действиях лисы /лиса бегает, лиса танцует и т.д./ Затем к доске вызываются двое детей. Один означает слово «лиса», другой – слово «бегает». Им предлагается построить предложение «Бегает лиса», а дети группы называют 1-е и 2-е слова. Играющие меняются местами и 1-2 детей говорят, какое предложение получилось /»Лиса бегает»/. Предложения составляются о 3-4 действиях лисы.

2. Звуковой анализ слов.

Каждому ребенку, в зависимости от степени его подготовленности, дается индивидуальное задание выложить слово за столом. Предлагаемые слова: мак, шар, луна, рыба, шапка, санки, липа, банка, шалаш, книга, работа, машина. Звук «а» дети обозначают буквой «а», а все остальные – соответствующими фишками. После того, как воспитатель проверит правильность выполнения задания, дети слова не убирают.

Методическое обеспечение:

  • «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие /Л.Е.Журова. Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н. Невская/ Под ред. Н.В.Дуровой.- M.:Школа Пресс,1998. -144 с. (Дошкольное воспитание и обучение)

Пояснительная записка

В пособии излагаются основы подготовки дошкольников к обучению грамоте, описывается демонстрационный материал. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и соответствуют современным стандартам в дошкольном образовании. Приводятся конспекты занятий в группе старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группе детского сада.

В современном обществе остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, и особенно родители часто склонны решать этот вопрос, «натаскивая» детей 6 лет по программе 1 класса. К сожалению, очень быстро выясняется, что такой путь подготовки ребенка к школе не эффективен: как только кончается запас «школьных» знаний, он начинает отставать от своих одноклассников. Это объясняется тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
Данное пособие посвящено одному из вопросов умственного воспитания дошкольников - обучению грамоте на основе теоретических положений, разработанных П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
Авторы пособия считают, что подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом они опираются на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4-5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
В основу данной программы положена методика обучения начальному чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, дополненная большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б.Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой). Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Обучение грамоте носит обшеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников, являются существенным компонентом этого обучения и соответствуют требованиям ФГОС ДО.

Рабочая программа

По обучению грамоте» детей 6-7 лет

2016-2017 учебный год.

Воспитатель: Шишкова Е.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является актуальным.

Основу дополнительной образовательной программы “Обучение грамоте” составляют:

1. Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);

2. Федеральный закон “Об образовании” июнь (1992 г.);

3. Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.

4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.

5. Концепция Д.Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эль- конин и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман, Н.А. Зайцев, М. Мон- тессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская) и дидактические материалы в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Задачи года обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятия проводятся подгруппами по 7-8 человек в старшей группе один раз в неделю длительностью 20-25 минут, в подготовительной к школе группе - два раза в неделю, длительностью 30 минут.

Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.

Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».

Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

занятия

Тема занятия, задачи

сентябрь

Мониторинг

· Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

· Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок , с использование фишек на столах.

· Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.

· Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

· учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;

· закреплять умение определять место ударения в словах;

· учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.

Буква а, А

· Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;

· познакомить с гласными буквами а, А;

· учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.

Буква я, Я

Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.

Буква о, О

Познакомить с гласными буквами о, 0.

Буква ё, Б

Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».

октябрь

Буква ё, Е

Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два звука «йо».

Буква у, У

Познакомить с гласными буквами у, У.

Буква ю, Ю

Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.

Буква ы

Познакомить с гласными буквами ы.

Буква и, И

· Познакомить с гласными буквами и, И;

· учить детей словоизменению.

Буква э, Э

· Познакомить с гласными буквами э, Э;

· учить детей словоизменению.

Буква е, Е

· Познакомить с гласными буквами е, Е;

· учить детей словоизменению.

ноябрь

Буква е, Е

· Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука - «йэ»;

· учить детей словоизменению.

· Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;

· учить составлять слова из трех слов.

Буква м, М

· Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»

Буква н, Н

· Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»

декабрь

Буква р, Р

· Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»

Буква л, J1

· Познакомить с буквой л, J1, что она обозначает звуки «л» и «ль»

Буква г, Г

· Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»

Буква к, К

· Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»

Закрепление

· Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;

· учить отвечать на вопросы по тексту;

· продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

Буква с, С

· Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»

Буква з, 3

· Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»

Буква ш, Ш

· Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши

январь

Буква ж, Ж

· Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи

· учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

Буква д, Д

· Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»

· учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.

Буква т, Т

· Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»

Буква ь

· Познакомить с буквой ь;

· совершенствовать навык чтения.

февраль

Буква ъ

· Познакомить с буквой ъ;

· совершенствовать навык чтения.

Буква п, П

· Познакомить с буквой п, П, что она обозначает звуки «п» и «пь»

· совершенствовать навык чтения.

Буква б, Б

· Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»

· совершенствовать навык чтения.

Буква в, В

· Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»

· совершенствовать навык чтения.

Буква ф, Ф

· Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»

· совершенствовать навык чтения.

Закрепление

Буква й

· Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;

· учить детей словообразованию.

Буква ч, Ч

· Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;

март

Буква щ, Щ

· Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;

· совершенствовать навык чтения.

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

Буква ц, Ц

· Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;

· совершенствовать навык чтения.

Буква х, X

· Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь»

· совершенствовать навык чтения.

Разделительная функция ь

· Совершенствовать навык чтения;

· познакомить детей с разделительной функцией буквы ь;

· учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

Разделительная функция ъ

· Совершенствовать навык чтения;

· познакомить детей с разделительной функцией буквы ъ;

· учить детей отгадывать слово, выложенное фишками.

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

апрель

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

68 Мониторинг

· Изучения знания детей о всех буквах русского алфавита и правилами их написания, овладения слоговым и слитным способами чтения;

· изучение умения грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Занятия с детьми подготовительной группы проводятся 1 раз в неделю (всего 36 занятий) продолжительностью 20-25 мин.

Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 68 занятий) продолжительностью 30 минут.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти индиви дуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Результаты к концу года обучения

(подготовительная к школе группа)

Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.

Дидактические материалы:

1. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Поиграем в слова. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.

2. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От слова к звуку. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.

3. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От звука к букве. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.

4. Н.В. Дурова. Читаем сами. - М.: «Школьная Пре

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

По обучению грамоте» детей 6-7 лет

2016-2017 учебный год.

Воспитатель: Шишкова Е.Г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.

Развитие речи ребенка - эта главная и приоритетная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Дополнительная образовательная программа “Обучение грамоте” призвана оказать помощь педагогу в организации занятий с дошкольниками.

Раннее обучение чтению - не дань моде и не прихоть амбициозных родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.

Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной образовательной программы обучения грамоте детей 5-7 лет является актуальным.

Основу дополнительной образовательной программы “Обучение грамоте” составляют:

  1. Концепция дошкольного образования детей (1989 г.);
  2. Федеральный закон “Об образовании” июнь (1992 г.);
  3. Концепция JI. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте - это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.
  4. Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка - это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, - путь амплификации.
  5. Концепция Д.Б. Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.

Исследования лингвистов, психологов, педагогов (JI.A. Венгер, С.В. Мухина, Д.Б. Эль- конин и др.) показали, что дети пятилетнего возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, т.к. их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. В отечественной и зарубежной педагогической теории и практике накоплен определенный опыт по раннему обучению дошкольников чтению (Г. Доман, Н.А. Зайцев, М. Мон- тессори, Л.Н. Толстой, П.В. Тюленев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.).

Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская). Она рассчитана на 2-а года обучения. Обучение строится на основе пособия «Обучение дошкольников грамоте», (авторы Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская) и дидактические материалы в четырех книгах «Поиграем в слова», «От слова к звуку», «От звука к букве», «Читаем сами».

Основной целью обучения является работа над звуковой культурой речи детей, а основным содержанием - звуко-слоговой анализ слов. Проводится целенаправленная работа по развитию мышления, внимания, памяти, по усвоению зрительного образа каждой печатной буквы.

Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Задачи 1-го года обучения: формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу.

Задачи 2-го года обучения: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.

Занятия проводятся в первой половине дня перед обедом или во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятия проводятся подгруппами по 7-8 человек в старшей группе один раз в неделю длительностью 20-25 минут, в подготовительной к школе группе - два раза в неделю, длительностью 30 минут.

Раздел I. Звуковой анализ слова

Определение последовательности звуков в слове, интонационное выделение каждого звука. Знакомство с гласными и согласными звуками. Знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками. Ознакомление с йотированными гласными звуками. Вычленение ударного слога.

Раздел II. Членение предложения на слова

Знакомство с предложениями. Составление предложения с использованием «живой модели».

Раздел III. Знакомство с буквами

Ознакомление со всеми согласными буквами русского алфавита (в процессе работы по звуковому анализу слов).

Раздел IV. Обучение чтению

Обучение словоизменению. Формирование слогового чтения и формирование слитного чтения.

ГОДОВОЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 -й год обучения

занятия

Тема занятия, задачи

сентябрь

Мониторинг

Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

Звук и слово

  • Закреплять представление детей о слове;
  • закреплять умение интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки

Звук, слово, слог

Учить детей делить на слоги дву- и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»;

  • учить называть слова с заданным слогом;
  • закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

октябрь

Предложение, слово, звук

  • Учить составлять предложения из двух слов, называть первое, второе слово;
  • учить называть слова с заданным звуком.

Познакомить детей со схемой звукового состава слова, сделать звуковой анализ слова ау, мак, дом.

ноябрь

9-12

Схема звукового состава слова

  • Познакомить детей со схемой звукового состава слова, находить одинаковые звуки в словах;
  • познакомить со словоразличительной ролью звука

декабрь

13-14

Гласные звуки

Дать понятие о гласных звуках;

Продолжать обучать детей называть слова с заданным звуком.

15-16

Гласные и согласные звуки

  • Продолжать обучение звуковому анализу слова;
  • познакомить с тем, что бывают звуки гласные и согласные, а согласные - твердые и мягкие.

январь

17-20

Твердые и мягкие согласные

  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слов;
  • познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков.

февраль

21-24

Твердые и мягкие согласные

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки

март

25-28

Словесное ударение

  • Закреплять умение детей делить слова на слоги;
  • учить вычленять в слове ударный слог;
  • закреплять умение проводить звуковой анализ слов.

апрель

29-32

Ударный гласный звук

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;

  • учить вычленять словесное ударение, определять его место в слове;
  • учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

май

33-35

Ударные и безударные звуки

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать ударные, безударные, твердые и мягкие согласные звуки;

Закреплять знание о различительной роли звука.

Мониторинг

  • мишка, слива, замок, с использование фишек на столах.

2-й год обучения

занятия

Тема занятия, задачи

сентябрь

Мониторинг

  • Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания
  • Изучение самостоятельного проведения детьми звукового анализа слов типа мишка, слива, замок , с использование фишек на столах.
  • Вычленение ударного слога и ударного гласного звука.
  • Умение составлять предложения из 2-3 слов, делить предложения на слова, называть их по порядку: первое, второе и т.д., переставлять, добавлять или заменять слова в предложении.

Дифференциация гласных, твердых и мягких согласных звуков

  • учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания букв;
  • закреплять умение определять место ударения в словах;
  • учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е слово.

Буква а, А

  • Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
  • познакомить с гласными буквами а, А;
  • учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.

Буква я, Я

Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания Я после мягких согласных звуков.

Буква о, О

Познакомить с гласными буквами о, 0.

Буква ё, Б

Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать звук «о».

октябрь

Буква ё, Е

Познакомить с гласными буквами ё, Ё, что буква ё может обозначать два звука «йо».

Буква у, У

Познакомить с гласными буквами у, У.

11-12

Буква ю, Ю

Познакомить с гласными буквами ю, Ю и правилами ее написания после мягких согласных звуков.

Буква ы

Познакомить с гласными буквами ы.

Буква и, И

  • Познакомить с гласными буквами и, И;
  • учить детей словоизменению.

Буква э, Э

  • Познакомить с гласными буквами э, Э;
  • учить детей словоизменению.

Буква е, Е

  • Познакомить с гласными буквами е, Е;
  • учить детей словоизменению.

ноябрь

Буква е, Е

  • Объяснить детям, что буква е может обозначать два звука - «йэ»;
  • учить детей словоизменению.

18-22

Правила написания гласных букв

  • Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
  • учить составлять слова из трех слов.

Буква м, М

  • Познакомить с буквой м, М, что она обозначает звуки «м» и «мь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой м.

Буква н, Н

  • Познакомить с буквой н, Н, что она обозначает звуки «н» и «нь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой н.

декабрь

Буква р, Р

  • Познакомить с буквой р, Р, что она обозначает звуки «р» и «рь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой р.

Буква л, J1

  • Познакомить с буквой л, J1, что она обозначает звуки «л» и «ль»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой л.

Буква г, Г

  • Познакомить с буквой г, Г, что она обозначает звуки «г» и «гь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой г.

Буква к, К

  • Познакомить с буквой к, К, что она обозначает звуки «к» и «кь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой к.

Закрепление

  • Закреплять чтение слогов, слов и предложений с пройденными буквами;
  • учить отвечать на вопросы по тексту;
  • продолжать учить детей выкладывать предложение с применением известных грамматических и синтаксических правил.

Буква с, С

  • Познакомить с буквой с, С, что она обозначает звуки «с» и «сь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой с.

Буква з, 3

  • Познакомить с буквой з, 3, что она обозначает звуки «з» и «зь»
  • учить детей читать слоги и слова с буквой з.

Буква ш, Ш

  • Познакомить с буквой ш, с правилами написания сочетания ши

январь

Буква ж, Ж

  • Познакомить с буквой ж, с правилами написания сочетания жи
  • учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

Буква д, Д

  • Познакомить с буквой д, Д, что она обозначает звуки «д» и «дь»
  • учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ.

Буква т, Т

  • Познакомить с буквой т, Т, что она обозначает звуки «т» и «ть»
  • совершенствовать навык чтения.

Буква б, Б

  • Познакомить с буквой б, Б, что она обозначает звуки «б» и «бь»
  • совершенствовать навык чтения.

Буква в, В

  • Познакомить с буквой в, В, что она обозначает звуки «в» и «вь»
  • совершенствовать навык чтения.

Буква ф, Ф

  • Познакомить с буквой ф, Ф, что она обозначает звуки «ф» и «фь»
  • совершенствовать навык чтения.

Закрепление

Буква й

  • Познакомить с буквой й, повторить правило, что звук «й» - самый короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;
  • учить детей словообразованию.

Буква ч, Ч

  • Познакомить с буквой ч, Ч, что звук «ч» всегда мягкий согласный;

март

Буква щ, Щ

  • Познакомить с буквой щ, Щ, что звук «щ» всегда мягкий согласный, написание сочетаний ща, щу;
  • совершенствовать навык чтения.

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

Буква ц, Ц

  • Познакомить с буквой ц, Ц, что звук «ц» всегда твердый согласный;
  • совершенствовать навык чтения.

Буква х, X

  • Познакомить с буквой х, X, что она обозначает звуки «х» и «хь»
  • совершенствовать навык чтения.

Разделительная функция ь

  • Совершенствовать навык чтения;
  • познакомить детей с разделительной функцией буквы ь;
  • учить детей составлять цепочку слов, производя в одном слове только одну замену для получения нового слова.

Разделительная функция ъ

  • Совершенствовать навык чтения;
  • познакомить детей с разделительной функцией буквы ъ;
  • учить детей отгадывать слово, выложенное фишками.

51-52

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

апрель

53-60

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

май

61-67

Закрепление

Совершенствовать навык чтения

68 Мониторинг

  • Изучения знания детей о всех буквах русского алфавита и правилами их написания, овладения слоговым и слитным способами чтения;
  • изучение умения грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

Занятия с детьми старшей группы проводятся 1 раз в неделю (всего 36 занятий) продолжительностью 20-25 мин.

Занятия с детьми подготовительной к школе группы проводится 2 раза в неделю (всего 68 занятий) продолжительностью 30 минут.

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индиви дуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных способностей, найти инд иви дуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать индивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

Мониторинг проводится 2 раза в год.

Результаты к концу 1-го года обучения

(старшая группа)

Самостоятельно проводят звуковой анализ слов типа мишка, слива, замок, с использование фишек на столах. Вычленяют ударный слог и ударный гласный звук. Умеют составлять предложения из 2-3 слов. Дети делят предложения на слова, называют их по порядку: первое, второе и т.д., переставляют, добавляют или заменяют слова в предложении.

Результаты к концу 2-го года обучения

(подготовительная к школе группа)

Дети знают все буквы русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучены грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Пресса», 2004 г.

Дидактические материалы:

  1. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Поиграем в слова. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
  2. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От слова к звуку. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
  3. Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. От звука к букве. - М.: «Школьная Пресса», 2006 г.
  4. Н.В. Дурова. Читаем сами. - М.: «Школьная Пре

Loading...Loading...