Значение генеральных штатов. Генеральные штаты

1) во Франции орган сословного представительства (духовенство, дворянство, третье сословие) при короле, созданы Филиппом IV Красивым в 1302 г. С XIV в. главной функцией становится утверждение новых налогов и денежных субсидий на государственные нужды; 2) в Нидерландах с 1463 г. высшее сословно-представительное учреждение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ

франц. ?tats g?n?raux, голл. Staten-Generaal) - высший орган сословного представительства (духовенства, дворянства и городов) в феод. Франции и Нидерландах. Возникновение Г. ш. было связано с ростом городов и внутр. рынка, с усложнением социальных противоречий и обострением клас. борьбы, что потребовало укрепления феод. гос-ва - создания т. н. сословной монархии. Для организации взимания дополнит. поборов на расширенные заседания королевского (герцогского) совета стали приглашать наряду с феодалами представителей гор. верхов. Так постепенно оформились Г. ш. - совещат. орган, созываемый при чрезвычайных обстоятельствах для укрепления королевского (герцогского) авторитета и для решения финанс. вопросов. Во Франции первыми принято считать Г. ш. 1302 (упоминаются в хрониках в связи с конфликтом Филиппа IV с папой Бонифацием VIII), хотя они немногим отличались от аналогичных собраний 13 в. Термин "Г. ш." появился позднее, а их статус так и не был определен. До сер. 15 в. Г. ш. созывались часто (по инициативе короля), отдельно для Лангедойля (север) и Лангедока (юг). Прелаты, рыцари, а иногда и гор. магистраты получали персональные приглашения, но в городах практиковались выборы (из числа членов патрициата). Города, союзники королев. власти в ее борьбе с крупными феодалами, играли видную роль на Г. ш., к-рые в этот период были надежной опорой короля и способствовали укреплению феод. монархии и централизации страны. Особенно возросло значение Г. ш. во время Столетней войны 1337-1453, когда они превратились в реальную силу и порой претендовали на активное участие в управлении страной. В 1355-58, в условиях гос. слабости, поражения при Пуатье (1356) и нар. восстаний (Парижское восстание 1357-58, Жакерия, 1358), Г. ш. Лангедойля, на к-рых преобладали представители горожан во гл. с Парижем, заседали почти непрерывно. Апогеем могущества франц. Г. ш. был период парижского восстания во главе с Э. Марселем, когда Г. ш. добились утверждения Великого мартовского ордонанса, собирали налоги, расходовали финансы и контролировали весь гос. аппарат. Однако в целом отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки франц. Г. ш. завоевать себе права, подобные правам англ. парламента. После 1359 Г. ш. созывались реже и часто заменялись собраниями нотаблей. В последний раз по инициативе короля они были созваны в 1468. В 16 - нач. 17 вв. инициатива созыва Г. ш. принадлежала феод. знати, находившейся в оппозиции к абсолютной власти короля. Начался период упадка Г. ш., предопределенный переходом от сословной монархии к абсолютной, когда Г. ш. лишь препятствовали прогрессивному развитию страны. 76 лет (1484-1560) они вообще не созывались. Возродившись в своеобразных условиях религиозных войн (собирались в 1560, 1576, 1588, 1593), они и тогда не играли значит. роли. Г. ш. этого периода отличались от предшествующих Г. ш. и по форме. Депутаты избирались от всех сословий. Благодаря системе многостепенных выборов среди депутатов третьего сословия по-прежнему преобладали гор. верхи. Не только осн. масса населения не была представлена, но и зарождающаяся буржуазия почти не имела доступа на Г. ш., т. к. обычно большинство депутатов третьего сословия составляло чиновничество. Депутаты получали наказы (Cahiers) от избирателей. Во время работы Г. ш. каждое сословие имело один голос (независимо от числа депутатов), и из-за розни сословий Г. ш. оказывались бессильными. С 1614 созыв Г. ш. прекратился на 175 лет. Г. ш., собравшиеся 5 мая 1789, накануне бурж. революции, были созваны королем как совещат. сословный орган и в осн. по старой процедуре. Но 17 июня 1789 депутаты третьего сословия (к к-рым позднее присоединилась и часть деп. привилегированных сословий) провозгласили себя Нац. собранием (с 9 июля - Учредит. собрание), превратившимся в высший представит. и законодат. орган революц. Франции (до созыва в октябре 1791 Законодательного собрания). В последующем назв. Г. ш. принимают нек-рые представит. собрания, собирающиеся по актуальным вопросам современности и выражающие широкое обществ. мнение (Г. ш. франц. возрождения, июнь 1945, ассамблея Г. ш. за разоружение, май 1963). Источн.: Mayer Ch. J., Des ?tats g?n?raux et autres assembl?es nationales, P., 1788-89. Лит.: Picot G., Histoire des ?tats g?n?raux, 2 ?d., t. 1-5, P., 1888; Verlaque R.. Les ?tats g?n?raux et le droit d´imposer, Th?se, 1943; Тьерри О., Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия, в его кн.: Избр. соч., М., 1937; Альзон К., Французские генеральные штаты 1614-1615 гг. и их значение, в сб.: Средние века, 1961, в. 19. А. А. Лозинский. Львов. В Нидерландах Г. ш. первый раз были созваны герцогом бургундским Филиппом Добрым в 1463 в Брюгге. Депутаты на Г. ш. избирались провинциальными штатами. В Нидерландах, где не было достигнуто такой степени централизации, как во Франции. Г. ш. продолжали выражать интересы отд. провинций; особенно велико было влияние Брабанта. Г. ш. Нидерландов на всем протяжении их существования прочно сохраняли за собой право вотировать налоги. Их влияние особенно возросло после гибели Карла Смелого (1477); очень широкие полномочия представила Г. ш. "Великая привилегия" (1477). Г. ш. продолжали играть крупную роль и при Габсбургах. В 16 в. они стали центром бурж.-дворянской оппозиции исп. абсолютизму. В ходе нидерл. бурж. революции 16 в. Г. ш. всей страны были созваны в 1576; однако господств. положение в них заняли консервативные дворянские элементы и оранжисты, вследствие чего Г. ш. проводили политику поисков соглашения с Испанией и подавления демократич. движения (заключение "Гентского умиротворения" 1576, "Вечный эдикт" и др.). С отделением сев. провинций и образованием респ. Соединенных провинций Г. ш. стали высшим постоянно действующим законодательным органом республики; местопребыванием Г. ш. стала Гаага. Каждая провинция имела в Г. ш. один голос ("генералитетские земли" представительства в Г. ш. не имели). В 1795, после завоевания республики французами, Г. ш. были ликвидированы. С 1814 Г. ш. называется парламент Королевства Нидерландов. Источн.: Resolution der Staten-Generaal van 1576 tot 1609, door N. Japikse, dl 1-10, s´Gravenhage, 1916-30; Actes des ?tats g?n?raux des anciens Pays-B?s, pt. 1, par J. Cuvelier, Brux., 1948; Gachard L. P., Actes des ?tats-g?n?raux des anciens Pays-B?s, Brux., 1866. Лит.: Gachard L. P., Des anciennes assembl?es nationales de la Belgique, Brux., 1838; Roullet Ed., Histoire politique nationale, t. 2, Louvain, 1892; Rirenne H., Histoire de Belgique, v. 2-5, Brux., 1948-49. A. H. Чистозвонов. Москва.

Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux ) - высшее сословно-представительское учреждение в 1302-1789 годах.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.

Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. Каждое сословие - дворянство, духовенство, третье сословие - заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337-1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357-1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484-1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн - Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием , ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).

Литература

· Хачатурян Н.А. Возникновение Генеральных Штатов во Франции. - М.: 1976.

Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции - превращению его в сословно-представительную монархию.
Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название "Etats generaux" стало использоваться позднее - с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.
Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично. Генеральные штаты первых созывов не имели выборных представителей от дворянства. Позднее утверждается практика, согласно которой среднее и мелкое дворянство избирает своих депутатов. Выборы проводились также от церквей, конвентов монастырей и городов (по 2 - 3 депутата). Но горожане и особенно легисты иногда избирались и от сословий духовенства и дворянства. Примерно 1/7 часть Генеральных штатов составляли юристы. Депутаты от городов представляли их патрицианско-бюргерскую верхушку. Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.
Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Король запрашивал мнение Генеральных штатов по ряду законопроектов, хотя формально их согласия на принятие королевских законов не требовалось. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года. Лишь в 1439 году Карлом VII было получено согласие на взимание постоянной королевской тальи. Но если речь шла об установлении каких-либо дополнительных налогов, то, как и прежде, требовалось согласие Генеральных штатов.
Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.
Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений. Когда сословия проявляли неуступчивость, короли длительное время их не собирали (например, с 1468 по 1484 г.). После 1484 года Генеральные штаты практически вообще перестали собираться (до 1560 года).
Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны "генеральные реформаторы", которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.
В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.
Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.
В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сначала они назывались "консилиум", "парламент" или просто "люди трех сословий". К середине XV в. стали употреблять термины "штаты Бургундии", "штаты Дофина" и т.д. Название "провинциальные штаты" закрепилось лишь в XVI в. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку они оказывались под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лангедоке), и проводили политику сепаратизма.

Еще по теме Генеральные штаты.:

  1. Можно ли в условиях договора генерального подряда обязать генерального подрядчика в случае его ликвидации перевести свои гарантийные обязательства на субподрядчиков?
  2. Во многих субподрядных договорах содержится условие о том, что вознаграждение выплачивается субподрядчику после того, как генеральный подрядчик получит соответствующее вознаграждение от заказчика. Правомерно ли такое условие? Заказчик не производит в установленные сроки расчеты с генеральным подрядчиком. Может ли субподрядчик обратиться в суд с исковыми требованиями об оплате выполненных им работ одновременно к двум субъектам: генеральному подрядчику и заказчику?
  3. Заказчик и генеральный подрядчик являются аффилированными компаниями, т.к. учредителем обоих юридических лиц выступает одно и то же лицо. Целесообразно ли включать в договор генерального подряда условия о предоставлении банковской гарантии и (или) о гарантийном удержании?

Генеральные штаты во Франции – высшее сословно-представительское учреждение в 1302–1789 годах.

Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства. Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.

Поскольку возникновение Генеральных штатов происходило в период борьбы королевской власти за централизацию государства и преодоления сопротивления федеральной знати, именно к началу XIV века окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения – Генеральные штаты и провинциальные штаты.

Создание Генеральных штатов во Франции положило начало изменению формы государства во Франции – превращению его в сословно-представительную монархию.

Причинами созыва Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году стали неудачная война во Фландрии; серьезные экономические трудности, а также спор короля с римским папой. Однако эти события явились поводом, еще одной причиной было создание общенационального сословно-представительного учреждения и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.

Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов.

Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества. Сословный состав Генеральных штатов включал духовенство (высшее – архиепископы, епископы, аббаты); дворянство (крупные феодалы; среднее и мелкое дворянство – кроме первых созывов); городское население (депутаты от церквей, конвентов монастырей и городов – по 2–3 депутата; юристы – примерно 1/7 часть Генеральных штатов). Каждое сословие – духовенство, дворянство, третье сословие – заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена, этот вопрос решался королем в зависимости от обстоятельств и политических соображений.

В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 годах все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.

Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 годы). Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года.

Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337–1453 годов, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357–1358 годов, Жакерия 1358 года) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной. Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.

Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год и без созыва их королем. Были избраны «генеральные реформаторы», которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.

С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.

В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).

До XIV столетия королевская власть во Франции была достаточно ослаблена, и фактически король правил только в своём домене. Первоначально глава государства выбирался среди сильнейших представителей феодалов, лишь в XII веке трон стал передаваться по наследству . Практически король не обладал всей полнотой власти. За ним признавалось право на командование войском, издание законов и вершение суда. Но все это было лишь в теории. На самом деле, страна была разделена на отдельные области, где правил тот или иной феодал.

Вконтакте

Предпосылки

В государстве было множество проблем:

  • централизованная власть находилась в упадке;
  • отсутствовало внутреннее единство;
  • территориальная раздробленность;
  • слабая позиция во внешней политике.

Однако само развитие общества создавало предпосылки для централизации королевской власти. В XII — XIII веках начинается усиленный рост городов. Товарно-денежные отношения также не стояли на месте. Все это требовало усиления королевской власти. С приходом к власти Людовика XI и после проведённых им реформ король постепенно стал истинным сюзереном для своих вассалов .

Основные сословия Франции

Нововведения Людовика XI создали условия для становления во Франции сословно-представительной монархии. Если до этого времени лидирующую позицию среди сословий занимали феодалы, власть которых была ничем не ограничена, то теперь укрепилось положение городского населения и крестьян. Это произошло после запрета королём феодальных войн, во время которых уничтожалось огромное количество мирного населения.

Три основных сословия, сложившихся во Франции к тому времени:

Впоследствии именно эти три категории вошли в состав Генеральных штатов.

Образование Генеральных штатов и их первый созыв

К началу XIV столетия во Франции сложилась довольно непростая ситуация:

  • неудача в войне с Фландрией;
  • конфликт короля Филиппа IV с римским папой;
  • трудности в экономике.

Все это потребовало от главы королевства принятия каких-то действий для её разрешения. И закономерным итогом стало возникновение Генеральных штатов во Франции и их первый созыв в 1302 году - политической совещательной структуры, в состав которой входили представители всех трёх основных сословий и состоявшей, соответственно, из такого же количества палат. Конкретной даты, когда должны были собираться штаты, не существовало. Это происходило по требованию короля в наиболее сложных ситуациях (военные действия, восстания среди населения). Но главная цель их создания - пополнение королевской казны и разрешение на введение очередного налога.

Состав и принцип работы

При решении поставленных вопросов все палаты не собирались для обсуждения вместе, а заседала каждая отдельно . Первоначально представителей первого и второго сословия (высшего духовенства и самых знатных дворян) приглашал лично король.

Далее, сложилась практика выборов тех, кто будет представлять сословие, - по 2–3 депутата от ведущих церквей, аббатств, монастырей, среднего и мелкого дворянства. Третье сословие представляли зажиточные горожане. Крестьяне хоть формально и относились к нему, но никакого участия в заседаниях не принимали. Это была самая зависимая часть населения и от их мнения ничего не зависело - вот почему крестьян не приглашали в Генеральные штаты. Считалось, что их мнение представляли феодалы, которым и принадлежали крестьяне. То есть, это было собрание только привилегированных слоёв населения.

1468 и 1484 годы стали исключением в работе собрания - обсуждение проходило одновременно всеми сословиями.

Избранные депутаты выражали волю своих избирателей, и после возвращения с заседания они должны были дать отчёт перед ними.

Необходимость созыва и длительность заседаний определялась королём. Он обращался к штатам, когда нужна была поддержка сословий по какому-то вопросу. Так, в 1308 году они созывались для борьбы с орденом тамплиеров, в 1359 году - для обсуждения мирного договора с Англией. Но чаще всего королю нужно было разрешение на введение и сбор дополнительного годового налога. И только в 1439 году Карл VII добился разрешение на взимание постоянного королевского налога .

У штатов было право обращаться к королю с жалобами, предъявлять претензии администрации, назначенной высшей властью, вносить предложения. В основном король удовлетворял всем требованиям штатов, чтобы не потерять поддержку сословий. Но если же депутаты выступали против короля и не голосовали за вынесенное им предложение, то они просто длительное время не созывались.

Полное прекращение деятельности

После завершения Столетней войны значение этого органа власти значительно уменьшилось. С 1484 до 1560 года заседаний практически не было. Далее, начались религиозные войны, и Генеральные штаты снова стали востребованы. Созыв Генеральных штатов во Франции 1789 года - последнее заседание совета накануне Великой Французской революции, на котором третье сословие объявило себя Национальным собранием.

Loading...Loading...