Первоначально различные греческие центры имели свои системы счета времени, что приводило к немалой путанице. Это объяснялось самостоятельной регулировкой календаря в каждом полисе. Существовали различия в определении начала календарного года.
Известен афинский календарь, состоявший из двенадцати лунных месяцев, начало каждого из которых приблизительно совпадало с неоменией. Продолжительность месяцев менялась в пределах 29-30 дней, и календарный год состоял из 354 суток.
Поскольку истинный лунный год включает 354,36 суток, то фазы Луны не точно соответствовали календарным датам, которым они приписывались. Поэтому греки различали календарную "новую луну", т. е. первый день месяца и действительное новолуние.
Названия месяцев в Греции были в большинстве случаев связаны с определенными праздниками и лишь косвенно соотносились с сезонами.
Начало афинского года приходилось на месяц гекатомбеон (июль-август), связанный с летним солнцестоянием. Для выравнивания календарного года с солнечным в специальные годы вставлялся 13-й (эмболисмический) месяц - 2-й посейдеон - продолжительностью в 29-30 суток.
В 432 г. до н.э. афинский астроном Метон разработал новый 19-летний цикл с семью эмболисмическими годами: 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й. Этот порядок, получивший название "цикл Метона", обеспечивал достаточно высокую точность. Расхождение на сутки между солнечным и лунным годами накапливалось за 312 солнечных лет.
Позднее были разработаны циклы Калиппа и Гиппарха, еще более уточнившие лунно-солнечный календарь. Однако на практике их поправки почти не применялись.
Вплоть до II в. до н. э. 13-й месяц добавлялся по мере того, как возникала такая необходимость, а иногда из политических и других соображений.
Греки не знали семидневной недели и считали дни в пределах месяца по декадам.
Датировка событий в Афинах велась по именам должностных лиц -архонтов. С IV в. до н. э. общепринятым стало летосчисление по олимпиадам, проводившимся 1 раз в четыре года.
Началом эры считалась первая олимпиада, состоявшаяся летом 776 г. до н.э.
В эллинистическую эпоху в Греции применяли различные эры: эра Александра, эра Селевкидов и др.
Официальный календарь из-за отклонений от солнечного года был неудобен для земледелия. Поэтому греки нередко использовали своеобразный сельскохозяйственный календарь, основанный на видимых перемещениях звезд, на смене сезонов. Детальное описание такого календаря в виде советов земледельцу дал еще в VIII в. до н. э. эллинский поэт Гесиод.
Такой народный календарь имел большое практическое значение и сохранялся наряду с официальным счетом времени на протяжении многих веков греческой истории .
Астрономическая мысль древних греков с отдаленных эпох развивалась в схеме лунно-солнечного календаря; счет дней в гражданской жизни шел у них по Луне, от новолуния к новолунию; их календарные числа показывали, таким образом, только возраст Луны. Но с тем научным реализмом, который характеризует греческую культуру, с тем проникновенным «удивлением», с которым греки подходили к природе, они быстро усвоили, что астрономические наблюдения должны раскрыть связь явлений звездного неба с движением Солнца и что календарь должен эту связь отображать. С VIII в. до н. э. им был известен восьмилетний период (октоэтерис) - инструмент, как мы знаем, весьма примитивный. Ко времени Солона-законодателя (около VI в. до н. э.) в Аттике действовала уже исправленная октоэтерида; каждый период удлинялся на ½ дня. Следовательно, из двух таких периодов получалось:
2.922 · 2 + 3 = 5.847 дней = 198 лунных месяцев = 16 солнечных лет.
Такое соотношение дает для Луны вполне приемлемый результат; но солнечный год выходит равным дня, т. е. на дня больше юлианского года. Следовательно, на каждые 16 лет солнцестояния - год у древних греков начинался с летнего солнцестояния - смещались в календаре на 3 дня назад; ошибка очевидная, даже и при всей трудности соответствующих наблюдений. Но уже в V в. Метон достиг существенного улучшения. «Этот человек добился истины в отношении предсказания явлений звездного неба, ибо движения светил и перемены погоды вполне согласуются с его данными; поэтому большинство греков до моего времени пользуются его 19-летним кругом», - писал историк Диодор в I в. до н. э. Что метеорологические, или климатологические, предсказания шли у древних греков параллельно с астрономическими предвычислениями, это одна из характерных черт их общего мировоззрения, познание природы строилось у них на чисто наблюдательном материале, без всякой примеси астрологии. В какую же календарную форму оно было облечено?
Годовой круг Солнца разделен на 12 равных частей (додекатеморий), на 12 знаков Зодиака; происхождение этого деления есть вопрос особый, очень сложный и нас сейчас не интересующий; для древнего наблюдателя было существенно, что смена годичных восходов и заходов звезд и - думал он - перемены погоды (эписемазии) происходят в определенные моменты прохождения Солнцем его круга; поэтому из наблюдений строятся зодиакальные таблицы, в которых по 12 знакам расписаны и те, и другие явления . Ясно, что такие таблицы достаточно составить на 365 дней года; тогда останется только согласовать их со счетом дней в гражданском лунном году и сделать эти данные общедоступными - греческая наука никогда не запиралась в храмы и не была кастовой. Метон для наблюдения солнцестояний воздвигал свои стелы (колонны) и инструменты на Пниксе в Афинах, у самой площади народных собраний , и все решительно могли видеть его парапегмы, т. е. высеченные на камне календари.
Археологи долго не понимали, как могли быть устроены эти календари; ведь нельзя же нанести на камень 6.940 дат 19-летнего круга, повторив в них 19 обходов Солнца по всем знакам Зодиака. Только в 1902 г., при раскопках театра в Милете (в Малой Азии) были найдены обломки такой парапегмы; из них сразу же выяснилось остроумное решение данной технической задачи, найденное греками. На рис. 9 изображен один из фрагментов памятника; на нем виден ряд надписей, расположенных по строкам; слева от строк, а также и между ними имеется ряд небольших отверстий; всего их на правом столбце 30 - что показано сверху греческой буквой Λ; пронумеруем все эти отверстия, проставив для ясности перед строками числа, которых на памятнике нет.
Рис. 9. Древнегреческий переставной календарь
В переводе надписи гласят следующее:
1 ♦ Солнце в Водолее
2 ♦ Лев на утренней заре заходить начинает и Лира заходит
5 ♦ Лебедь на вечерней заре заходит
♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦
15 ♦ Андромеда утром на заре восходить начинает
18 ♦ Водолея середина восходит
19 ♦ Пегас утром на заре восходить начинает
21 ♦ Центавр целиком утром заходит
22 ♦ Гидра целиком утром заходит
23 ♦ Кит на вечерней заре заходит
24 ♦ Стрела заходит, пору Зефира (весну) приводя
29 ♦ Лебедь целиком на вечерней заре заходит
30 ♦ [Арктур] на вечерней заре восходит
Мы видим, что это отлично сохранившаяся зодиакальная таблица на 1 месяц, именно на время прохождения Солнцем знака Водолея. В нашем современном календаре Солнце вступает в этот знак (300° долготы) около 22 января; отсюда легко было бы, с помощью чисел, поставленных перед строками, определить календарные даты всех остальных предсказанных явлений. Но сейчас надо совершенно забыть эту солнечную датировку; греки ее не знали. В их лунном календаре вступление Солнца в любой из знаков перескакивало с даты на дату по годам круга, как показано в 6. Восьмилетний период и метонов круг , тип А. Но тут приходят на помощь отверстия в камне: если известно, в какое число лунного календаря Солнце в данном году вступает в первый знак, то достаточно проставить во все отверстия как у строк, так и между строками, штифты с последовательными датами, чередуя месяцы по 29 и 30 дней по правилам лунного календаря; тогда каждая из строк таблицы, т. е. каждое явление, придется на вполне определенную дату лунного года; всякий сразу увидит, на какие числа упадут важные и интересные явления природы. Так выяснили, наконец, загадочный раньше смысл слова парапегма и его связь с глаголом, означающим «прикреплять», «вкалывать». Это был всенародный переставной календарь.
Вопрос о внутренней структуре метонова круга у греков хронологами еще окончательно не разрешен; на 19 лет надо вставить 7 эмболисмических месяцев (12 · 12 + 7 · 13 = 235); древние не оставили сколько-нибудь точного описания устройства цикла в отношении порядка их размещения. Теперь обычно считается, что эмболисмическими были 3, 6, 9, 12, 15, 17 и 19-й годы круга. Приняв во внимание, что средний солнечный год в этой системе выходит равным месяца, читатель легко построит таблицу распределения ошибок к началу каждого из лунных лет, как это было сделано для 8-летнего периода или для свободного лунного календаря.
Введение метонова круга связано с знаменитым астрономическим наблюдением, о котором сообщает Птолемей: «Летнее солнцестояние, которое наблюдали Метон и Эуктемон, приведено в записях при афинском архонте Апсейде, в 21-й день египетского месяца Фаменот утром». Перевод датировки и исторические данные весьма точно определяют день наблюдения: это 27 июня 432 г. до н. э. Но по таблице равноденствий легко проверить, что солнцестояние было 432 г., 28 июня, в 2 часа, считая сутки от полудня, по афинскому времени (Афины на 1½ часа к востоку от Гринвича). Следовательно, наблюдение Метона ошибочно не больше как на 1½, суток - для той эпохи хороший результат. Первый день первого метонова круга положен на первую неомению после этого солнцестояния, что дает 16 июля 432 г. до н. э., следуя большинству хронологов.
Древнегреческий календарь
В начале первого тысячелетия до н. э. в Древней Греции начали создаваться лунно-солнечные календари, причем каждый полис (город-государство) имел свою календарную систему. Несмотря на их сходство, каждый календарь имел свою особенность и несколько отличался от всех остальных. Год делился на 12 месяцев, каждый из которых начинался с неомении. Для связи с временами года периодически вставлялся добавочный, 13-й месяц.
В разных городах Греции месяцы носили свои названия, однако наибольшее распространение получили названия афинские, а именно:
В скобках указывается примерное соответствие нашим месяцам.
Год чаще всего начинался с месяца летнего солнцестояния, приходившегося в то время на гекатомбеон (июль).
В високосные годы в качестве эмболисмического месяца вставлялся второй посейдеон; иногда добавочным месяцем являлся второй скирофорион.
В разное время эмболисмические годы чередовались по-разному. Так, в VI в. до н. э. в некоторых местах Греции применялась октаэтерида, в которой 3 года из 8 являлись високосными - 2-й, 5-й и 8-й годы цикла.
Наиболее популярным в Греции был календарь, разработанный Метоном. В 432 г. до н. э., во время празднеств, посвященных 86-й олимпиаде, в центре Афин была установлена парапегма - каменная плита с отверстиями, в которые вставлялись штифты с обозначением чисел текущего месяца. Рядом с отверстиями имелся высеченный на камне текст, указывающий предстоящие астрономические явления, например восход и заход некоторых звезд, положение Солнца в созвездиях и другие явления.
Дальнейшее совершенствование греческого календаря связано с именами Калиппа и Гиппарха, о которых мы говорили в разделе о математической теории лунных и лунно-солнечных календарей.
Хронология . В Древней Греции до середины первого тысячелетия до н. э. события датировались по именам должностных лиц. Так, в Афинах счет годов велся по именам эпонимов - глав исполнительной власти (архонтов), ответственных за исправность календаря.
В IV в. до н. э. распространилось общеэллинское летосчисление по олимпиадам. История этого летосчисления такова. В Древней Греции широко были развиты спортивные игры. Начиная с 776 г. до н. э. в городе Олимпии один раз в 4 года происходили игры, принимавшие характер больших народных торжеств. По месту их проведения они были названы олимпийскими. Олимпийские игры приурочивались к началу года, но так как это время не было связано с определенной датой из-за обилия календарных систем, то перед проведением игр приходилось во все города посылать гонцов для оповещения населения о предстоящих торжествах.
Олимпийские игры настолько вошли в жизнь древних греков, что они начали считать время по олимпиадам и начало своей эры условно отнесли к 1 июля 776 г. до н. э. Считается, что в этот день состоялись первые олимпийские игры.
Летосчисление по олимпиадам впервые было применено в 264 г. до н. э. древнегреческим историком Тимеем, и этот счет продолжался около семи столетий. Хотя в 394 г. н. э. император Феодосий I отменил олимпийские игры, исчисление времени по олимпиадам применялось и несколько позже.
В летосчислении по олимпиадам годы обозначались порядковым номером олимпиады и номером года в четырехлетии. Так, победа греков над персами в морской битве в Саламинском проливе датируется цифрами «75. 1», что означает «первый год 75-й олимпиады».
Перевод этих дат на наше летосчнсление производится по формуле
А = 776 - [(Оl - 1) × 4 + (t - 1)],
где А - искомая дата, O1 - номер олимпиады, (t - номер года в олимпиаде.
Саламинская битва произошла в первом году 75-й олимпиады. Переведем эту дату на наше летосчисление.
Подставляя в формулу значения О1 = 75 и I = 1, получим
А = 776 - [(75 - 1) × 4 + (1 - 1)1 = 480.
Действительно, Саламинская битва произошла в сентябре 480 г. до н. э.
Если бы выражение в квадратных скобках в этой формуле оказалось равным 776 или больше, то из него следовало бы вычесть 775. В этом случае мы получили бы год нашей эры.
Это был лунно-солнечный календарь с примитивными и нерегулярными правилами интеркаляции. Приблизительно с 500 г. до н.э. получили распространение октатерии (octaeteris ) - 8-летние циклы, в которых пять обычных лет по 12 месяцев сочетались с тремя годами по 13 месяцев. В последствие эти правила были заимствованы римским календарем. Октатерии в Греции продолжали использоваться даже после реформы Юлия Цезаря.
Начало года приходилось на середину лета.
Афинские месяцы:
12. Scirophorion |
Летоисчисление
Во второй половине 3 века до н. э. древнегреческим историком Тимеем (около 352 - 256 гг. до н. э.) и математиком Эратосфеном (около 276 - около 196 гг. до н. э., Эратосфен считается отцом хронологии, ему принадлежит идея единой системы отсчета лет) было введено летосчисление от первых Олимпийских игр. Игры проводились один раз в четыре года в дни, близкие к летнему солнцестоянию. Начинались они на 11-й и заканчивались на 16-й день после новолуния. При счёте лет по олимпиадам каждый год обозначался порядковым номером игр и номером года в четырёхлетии. Первые Олимпийские игры открылись 1 июля 776 года до н.э. по юлианскому календарю. В 394 году н.э. императором Феодосием I олимпийские игры были запрещены. Римляне называли их “otium graecum ” (греческим бездельем). Однако летосчисление по олимпиадам ещё некоторое время сохранялось.
Греческая и египетская астрономия
Необходимо отметить следующий факт, который, безусловно, повлиял на развитие европейского календаря. В эпоху Александра Македонского и Селевкидов Египет становится частью греческого мира. В Египте основывается Александрия, которая становится величайшим центром древней науки и астрономии. Именно греческие александрийские астрономы разработали юлианский календарь. В Александрии проводились расчеты первых пасхалий христианского календаря, здесь работал Птолемей Клавдий (2 век н.э.), написавший “Альмагест”, выдающееся произведение, повлиявшее на становление всей современной астрономии.
Несмотря на знание астрономии, греки долгое время пользовались своим несовершенным календарем, причем календари различались в разных частях греческого мира.
контрольная работа
Календарь Древней Греции
Первоначально различные греческие центры имели свои системы счета времени, что приводило к немалой путанице. Это объяснялось самостоятельной регулировкой календаря в каждом полисе. Существовали различия в определении начала календарного года.
Известен афинский календарь, состоявший из двенадцати лунных месяцев, начало каждого из которых приблизительно совпадало с неоменией. Продолжительность месяцев менялась в пределах 29-30 дней, и календарный год состоял из 354 суток.
Поскольку истинный лунный год включает 354,36 суток, то фазы Луны не точно соответствовали календарным датам, которым они приписывались. Поэтому греки различали календарную «новую луну», т. е. первый день месяца и действительное новолуние.
Названия месяцев в Греции были в большинстве случаев связаны с определенными праздниками и лишь косвенно соотносились с сезонами.
Начало афинского года приходилось на месяц гекатомбеон (июль-август), связанный с летним солнцестоянием. Для выравнивания календарного года с солнечным в специальные годы вставлялся 13-й (эмболисмический) месяц - 2-й посейдеон - продолжительностью в 29-30 суток.
В 432 г. до н.э. афинский астроном Метон разработал новый 19-летний цикл с семью эмболисмическими годами: 3-й, 6-й, 8-й, 11-й, 14-й, 17-й и 19-й. Этот порядок, получивший название «цикл Метона», обеспечивал достаточно высокую точность. Расхождение на сутки между солнечным и лунным годами накапливалось за 312 солнечных лет.
Позднее были разработаны циклы Калиппа и Гиппарха, еще более уточнившие лунно-солнечный календарь. Однако на практике их поправки почти не применялись.
Вплоть до II в. до н. э. 13-й месяц добавлялся по мере того, как возникала такая необходимость, а иногда из политических и других соображений.
Греки не знали семидневной недели и считали дни в пределах месяца по декадам.
Датировка событий в Афинах велась по именам должностных лиц -архонтов. С IV в. до н. э. общепринятым стало летосчисление по олимпиадам, проводившимся 1 раз в четыре года.
Началом эры считалась первая олимпиада, состоявшаяся летом 776 г. до н.э.
В эллинистическую эпоху в Греции применяли различные эры: эра Александра, эра Селевкидов и др.
Официальный календарь из-за отклонений от солнечного года был неудобен для земледелия. Поэтому греки нередко использовали своеобразный сельскохозяйственный календарь, основанный на видимых перемещениях звезд, на смене сезонов. Детальное описание такого календаря в виде советов земледельцу дал еще в VIII в. до н. э. эллинский поэт Гесиод.
Такой народный календарь имел большое практическое значение и сохранялся наряду с официальным счетом времени на протяжении многих веков греческой истории .
Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме
В 3 - 2 тысячелетиях до н. э. в Греции, на Крите и некоторых других островах Эгейского моря возникла самобытная культура со своей письменностью. От пиктографии к клинописи до слогового письма - такова эволюция этой письменности. Ею владели жрецы...
История астрологии
В период античности многие древнегреческие ученые имели широкую известность. Они пропагандировали учение "о влиянии планет на нашу Землю" как в устных беседах, так и в многочисленных трудах, которые, к сожалению, мало сохранились. Так, например...
Календарь
Сельскохозяйственный календарь. Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т.е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба...
Политическая мысль Древней Греции
Формированию своеобразия греческой государственности во многом способствовали природные условия. Гористый рельеф, наличие полезных ископаемых, удобное морское побережье, незамерзающее море со множеством островов, отсутствие крупных рек...
Политические представления древних греков
Война…. Одно слово, но сколько смысла заключено в этом слове. Цветущие города, полные людского счастья, великолепные архитектурные ансамбли, личности, человеческие отношения, как зерно в жерновах перемалываются в этой страшной мельнице...
Проблемы истории архаической Греции в советской историографии
Хотя уже в 1920-е гг. появились работы, в которых была попытка приложить марксистскую теорию к истории древности, однако, как отмечает С.Б. Крих...
Греческая философия рассматривала человеческое тело как храма ума и души, и поэтому физическое воспитание должно было способствовать физическому и умственному здоровью, развитию интеллектуальной и духовной сферы. Суриков И...
Система физического воспитания Древней Греции
Тем временем мальчики приобретали всестороннее интеллектуальное развитие, всячески совершенствуя культуру тела. Иногда мальчики 7-14 лет учились в частных школах грамматистов и кифаристив. Занятие проводили учителя...
Система физического воспитания Древней Греции
Физические занятия именовались орхестрикой и палестрикой. Первая носила характер спортивных игр и включала упражнения для развития ловкости и силы. В палестрику входили военно-прикладные виды спорта...
Типы и виды календарей
Оригинальные системы счета времени были разработаны народами Нового света. Наиболее известны календари индейцев майя, создавших в I тысячелетии н. э. самобытную культуру в Центральной Америке. Майя добились успехов в астрономии...
Типы и виды календарей
Современный солнечный календарь, принятый в большинстве стран мира, восходит к древнеримскому счету времени. Сведения о первом римском календаре, возникшем еще в легендарный период правления Ромула (середина VIII в. до н.э.)...
Типы и виды календарей
лунный время григорианский календарь Христианская церковь, утверждая юлианский календарь, стояла перед сложной задачей. Основной праздник новой религии - пасха - отмечался по лунно-солнечному календарю...