Из истории карусели. Рыцарские карусели: забава благородных

В 1559 году на рыцарском турнире граф Монтгомери попал обломком копья прямо в глаз королю Франции Генриху II. Последовавшая за этим скорая и мучительная смерть монарха послужила поводом для прекращения турниров, которые к тому времени считались варварскими забавами. Но желание аристократии показать всем свою удаль и покрасоваться в роскошных доспехах и костюмах никуда не делось. Тогда в XVII веке на смену рыцарским соревнованиям пришли карусели.

Это были уже совершенно безопасные конные состязания. В них выступали не отдельные участники, а целые команды, называемые кадрилями.

Обычно карусели включали нескольких этапов. Началом служил большой конный парад, во время которого кадрили двигались по кругу (отчего и появилось название карусель) и демонстрировали окружающим мастерство всадников, богатство костюмов и дорогих лошадей. Затем начинались «военные игры». После их завершения судьи определяли лучших кавалеров, показавших умения наездника и мастерство владения оружием.


Большая парижская карусель 1612 года

Наивысшего блеска карусели достигли при Людовике XIV, который даже своё прозвище - Король-солнце - получил на карусели 1662 года. Тогда он возглавлял римскую кадриль и предстал в парадном одеянии римского императора с золотым щитом в руках. На щите было изображено сияющее солнце и девиз «Едва увидев - победил», что было недвусмысленным намёком всем врагам короля и Франции.

Екатерининская олимпиада

В течение всего XVIII столетия карусели сохраняли популярность и считались одним из самых престижных видов развлечений. Мероприятие наглядно свидетельствовало о мощи и богатстве государства. Поэтому появление такой забавы в России было неизбежно.

И вот в 1766 году первой каруселью держава отметила четыре года со дня вступления на трон императрицы Екатерины II. Это торжество должно было показать всему миру - новая правительница России твёрдо стоит у власти, пользуется поддержкой и любовью всего народа.

Забавный факт: современники воспринимали карусельные игры как продолжение Олимпийских игр античности. Просто вместо бега, кулачного боя и пятиборья атлеты Галантного века соревновались в конном спорте, стрельбе и искусстве владеть мечом и копьём. Для награждения победителей выпустили золотые медали с надписью: «С Алфеевых на Невские брега» - что прямо подчёркивало преемственность Петербурга по отношению к древней Олимпии, расположенной на реке Алфей.

Как вспоминал Г. Державин, участники представляли «…четыре кадрили: ассирийскую, турецкую, славянскую и римскую, где дамы на колесницах, а кавалеры на прекрасных конях, в блистательных уборах».

«Римлян» возглавлял граф Григорий Орлов, «славян» генерал Иван Салтыков, «индийцев» генерал Пётр Репнин, а «турок» граф Алексей Орлов. Среди кавалеров лучшим признали князя Ивана Шаховского. Среди дам - графиню Наталью Чернышову, которая в старости стала прообразом графини из пушкинской «Пиковой дамы».


Портрет Григория Орлова на карусели в 1766 году

В Гатчине и Берлине

Павел I с детства увлекался рыцарством и средневековой историей. Поэтому в его главной резиденции в Гатчине, вблизи парка Сильвия, был специально сооружён амфитеатр для проведения каруселей. Но Александр I был вынужден забыть про турниры. Начались долгие годы войн, а затем на плечи императора легли заботы по устройству послевоенной Европы. К старой традиции вернулись при Николае I, а идею проведения карусели подали пруссаки.

Летом 1829 года Николай I вместе со своей супругой Александрой (в девичестве принцессой Шарлоттой Прусской) гостил у короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III. В честь почётных гостей, и прежде всего любимой дочери Шарлотты, король устроил в Потсдаме большую карусель «Белая роза Пруссии». В игре участвовали десять кадрилей, посвящённых крупнейшим немецким землям северной Германии. Торжества завершили театральное представление и костюмированный бал в средневековом стиле.


Выезд рыцарей с обнажёнными мечами на празднике Белой Розы в 1829 году. Художник Адольф фон Менцель

Император-реконструктор

Потсдамский праздник настолько запомнился его участникам, что у Николая I возникло желание повторить и даже превзойти его.

Удобный случай представился в мае 1842 года, когда в Царском селе решили провести карусельные игры, вновь посвящённые принцессе Шарлотте. Только на этот раз уже в качестве русской императрицы Александры. И действительно, карусель 1842 года стала, по воспоминаниям современников, одной из самых роскошных в истории - настоящим символом всемогущества императора Николая I.

От других каруселей царскосельскую отличало одно очень важное обстоятельство. Если раньше для таких игр делались имитации рыцарских доспехов (для лёгкости - обычно из кожи, покрытой серебряной или чёрной краской), то теперь, следуя духу Средневековья, русский император распорядился устроить настоящую военно-историческую реконструкцию. Для этого воспользовались коллекцией императорского Арсенала, считавшейся одной из лучших в Европе.

Придворный и знаменитый мореплаватель Фёдор Литке вспоминал:

«Кавалерам латы даны были из Арсенала. Всё это прибрать и пригнать в неделю, дамам сшить себе костюмы. С ног все сбились. Но это ещё не главное: надо было видеть этих несчастных, когда они влезли в железные футляры… совершенные мученики, и в этом состоянии управлять лошадью. Кавалеристы записные признавались, что они совсем не уверены, тем более что и лошади не привыкли к таким фигурам. Государь, примеряя шлем свой, чуть не задохся».

Царскосельская карусель

В торжественной церемонии участвовала почти вся семья императора, большая часть придворных и офицеры лейб‑гвардии.

Вечером 23 мая перед зданием Арсенала в Царском селе собрались участники торжества. В сопровождении герольдов со знамёнами и под музыку военного оркестра кавалькада двинулась к Александровскому дворцу. Особую экзотичность придавало зрелище конных черкес императорского конвоя. Они и в XIX веке к парадной форме носили средневековые кольчуги, шлемы и богатое восточное оружие.


«Царскосельская карусель»

Выезд императора с семьёй запечатлён на знаменитой картине Горация Верне «Царскосельская карусель». На переднем плане Николай I в рыцарских доспехах и Александра Фёдоровна в средневековом платье из золотой парчи с русским двуглавым орлом. Слева на заднем плане ещё два рыцаря: наследник Александр и герцог Максимилиан Лейхтенбергский. Рядом с императрицей великие княжны Ольга и Александра. Справа великий князь Константин. Рядом с матерью маленькие пажи - великие князья Николай и Михаил, который после праздника оставил краткую запись в дневнике: «Мне было ужасно весело».

Для себя и наследника Николай I выбрал отличные доспехи, сделанные в максимилиановском стиле в начале XVI века. Эта вершина развития рыцарского защитного снаряжения отличалась очень эффектным внешним видом - благодаря крупным металлическим пластинам, покрытым рифлением, увеличивающим прочность доспеха.

Последняя карусель в России состоялась в 1914 году. Представление устроили офицеры Кавалергардского полка в честь своего шефа, императрицы Марии Фёдоровны. В дневнике по этому случаю она написала: «В 9 часов вечера я и Мари отправились на caroussel, устроенную кавалергардами. Всё также прошло прекрасно и невероятно весело».

Мне десять лет, и мне снится карусель. Она как звездолёт — круглая, яркая, громкая - приземлилась в старом парке через дорогу.


Радужный шатёр с флажком, игрушечная музыка, зеркальца, позолота. Странный человек продаёт билеты, говорит «внимание, мы отправляемся», заводит механизм.
И по кругу: лошади, лошади, лошади. Большие, совсем как живые. С настоящими гривами и хвостами.
Во сне я не видел лица хозяина карусели. Меня всегда будили до того, как я успевал прокатиться верхом на рыжей лошадке хотя бы пару кругов.

На самом деле у нас в парке не было большой праздничной карусели. Только тир, игровые автоматы за 15 копеек («морской бой» и «зимняя охота»), маленькое колесо обозрения и качели-лодочки.


Настоящие старинные карусели я увидел уже взрослым в Париже и в Праге, а потом и в Москве перед Парком культуры имени Горького. Прокатиться хотели все: и маленькие, и большие.

В Париже рядом с каруселью продавали счастливые лотерейные билеты, лимонное мороженое и печёные каштаны, в Праге - играл духовой оркестр, в Москве фотограф снимал счастливые лица тех, кто мчится по кругу.

Поначалу этот аттракцион не был детским. В XII веке восточные наездники состязались на круглой арене в силе и ловкости верхом на боевых лошадях.
Крестоносцы - итальянцы и испанцы - назвали эту суровую забаву «маленькая война», «garosello» или «carosella». Они и распространили этот обычай по Европе.

В XVII веке рыцарские турниры утратили жестокость и превратились в игру: нарядные всадники скакали по кругу и копьями срывали колокольчики и золотые кольца, подвешенные на нитях.

Французам такая забава пришлась по душе, и, чтобы развлечь детей из дворянских семей, они придумали тренажёр на поворотном круге - деревянных лошадок, размером с пони, чтобы сызмала воспитывать ловких наездников в будущих рыцарях.
Это приспособление - прабабушка всех современных каруселей.

Первые механические карусели изобрели ещё в XVIII веке, а в Россию их, как и многое другое, привез Петр I. Со временем потеха наскучила дворянским сыновьям, и на ярмарках стали строить карусели для простого народа.

Но день рождения настоящей карусели (с шатром, музыкой, зеркалами и разноцветными лошадками) - 25 июля 1871 года. Именно в этот день предприимчивый американский еврей Уильям Шнайдер получил свой патент.

Это была роскошная двухэтажная карусель, настоящее произведение искусства: табун разноцветных лошадок, закрытые от ветра кабинки и специальные места для родителей. Лошадки кружились довольно медленно, примерно с такой же скоростью, с какой человек гуляет по парку. Чтобы посетители не скучали, Шнайдер придумал включать музыку - цирковой органчик. И ещё были разные сюрпризы: над головами зрителей, как в театре, двигались искусственные облака, сменяли друг друга волшебные картины, в самом сердце карусели двигались механические куклы, с земли пассажирам продавали сладости и сувениры, а по вечерам на шатре сверкали бенгальские огни.

Сейчас невозможно представить себе парк аттракционов или городскую ярмарку без карусели.


Когда появились электромоторы, Уолт Дисней установил в своем парке развлечений красочные карусели, которые вращались так быстро, что поездка верхом на деревянной лошадке походила на полёт в космос.
С тех пор детей и взрослых возят по кругу не только лошади, но и тигры, львы, жирафы, единороги, золотые грифоны, кентавры, драконы, дельфины, динозавры и даже русалки с кузнечиками.

Однако старые лошадки до сих пор с нами. В Ирландии и на юге Франции есть династии оседлых цыган, которые и сегодня вырезают и расписывают карусельных лошадей с грустными и весёлыми глазами, с пёстрой сбруей, чёрными лакированными копытцами и пышными чёлками.

Секреты мастерства передаются от отца к сыну. Говорят, эти лошадки приносят удачу на весь год тому, кто хоть раз прокатился на карусели в первое воскресенье летних каникул.

Карусель - это цирк-шапито, где ты и зритель и наездник, это дорога в детство, которое не кончается, пока играет музыка, пока продают билеты, пончики, сахарную вату и жареные каштаны, а в календаре красным цветом отмечают выходные дни.

Забава стала городской легендой, много сказок связано с нею:


»…Они обернулись к карусели.
И вовремя.
Потому что в этот самый миг музыка грянула ещё громче, запели трубы, и карусель, не переставая бешено вертеться, оторвалась от земли.
Всё выше и выше поднималась она, разноцветные кони неслись по кругу, и отсвет её огней позолотил листву на верхушках деревьев.
- Она улетает! - сказал Майкл.
- Мэри Поппинс, вернитесь! О вернитесь! – кричали ребята, протягивая к ней руки.
Но ответа не было.
Карусель уже поднялась выше самых высоких деревьев, и, вращаясь, ввинчивалась в небо.
Вот уже и силуэт Мэри Поппинс стал чуть заметной тёмной точкой на фоне яркого круга света… Вот уже и сама карусель, всё уменьшаясь и уменьшаясь, казалась только яркой звёздочкой на вечернем небе, чуть побольше остальных звёзд».
(«Мэри Поппинс», перевод Бориса Заходера)

Так Памела Трэверс в сказке о волшебной няне отправляла Мэри Поппинс к новым приключениям.

А в повести Рэя Брэдбери «Надвигается беда» карусель стала по-настоящему опасной и таинственной:

«Под стук, звон и бряканье карусель двинулась с места.
«Но ведь она же сломана!” - в панике подумал Вилли и растерянно оглянулся на Джима. Тот показывал вниз. И тут только Вилли заметил: карусель вращалась в обратную сторону! «И музыка тоже наоборот”, - догадался Вилли».
(перевод Н. Григорьевой и В. Грушенецкого)

Ночная карусель в кочующем балагане Людей Осени могла отправить человека в прошлое или будущее за считанные минуты. Говорят, все карусельные лошадки попадают в рай и никогда не забывают своих седоков.
Но каким бы ни было волшебство карусели - она всегда останется с нами, с детства до старости. Сохраняйте купленные билеты до конца круга.

Французский поэт Жак Превер писал:

«У лошадок глаза, как небо, чисты.
У лошадок всамделишные хвосты.
Пронзённые перекладиной медной,
удобной для седоков
вы всё кружитесь, кружитесь, бедные,
молча и не считая кругов.
Пока, волнуя нас и терзая,
музыка льётся не уставая,
глухи к привычному этому звуку,
вы всё бежите по кругу, по кругу.
Душе по нраву банальный припевчик,
и, возможно, она права.
Ну а лошадкам нравится музыка,
от которой кружится голова».
(перевод М. Яснова)

Карусельные лошадки (Часть 1)

История появления карусели. Город каруселей. Самые старые карусели мира.


Lee Dubin “Carousel”

В 1559 году на рыцарском турнире в честь мирных договоров Франции с Испанией и Савойей граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком копья, который попал королю в глаз.

С тех пор кровопролитные рыцарские турниры были запрещены, а им на смену пришли КАРУСЕЛИ.

Карусель (итал. carosello “маленькая война”, франц. carrousel) – конная военная игра, достигшая большого развития в XVII в., заменив турниры.

Таким образом, само слово “карусель” появилось еще в средние века и обозначало военный праздник, парад, красочное показательное выступление конницы. Обязательным элементом такого праздника были рыцарские игры. Так, например, всадники перемещались по кругу и копьями срывали развешанные золотые кольца.

Для тренировки юных наездников в XVIII веке французские инженеры начали строить вращающийся аттракцион с подвесными деревянными лошадьми, сидя на которых посетители должны были снимать копьем кольца со столбов или поражать установленные по кругу мишени. Позднее карусели стали делать не только для обучения детей, но и для развлечения, а помимо лошадей на них появились и другие животные.
Одну из таких механических каруселей привез в Россию Петр I. Со временем аттракцион совершенствовался, постепенно придя к знакомому нам сегодня виду. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Карусель)

Карусель на Девичьем поле. 1904 год (http://www.retromap.ru/)

На следующей гравюре хорошо проиллюстрирована игра с кольцом:

“The Merry-Go-Round” Smart visitorsto a country fair in the eighteenth century. Painting by F.H. Kaemmerer

Изначально фигуры были подвесные а саму карусель приводили в движение вручную или использовали для этого лошадей или осликов. К середине девятнадцатого века была разработана вращающаяся карусельная платформа, фигурки стали ставить на неё.

Примерно в это же время автоматизировали механизм кручения – появились карусели с паровым двигателем (изобретатель Томас Бредшоу, 1861 год, Англия) и электрические (инженер Фредерик Сэвидж). Седжвик так же разработал механизм, позволявший фигурам не просто стоять на вращающейся платформе, но и совершать движения в верх и вниз.

Robert Barnes “A Marry-Go-Round on the Ice” 1888

Amos Sewell (American, 1901-1983) Children on a Carousel (http://parashutov.livejournal.com/4 1787.html)

Итак, родиной карусели является Франция.

Очень интересный рисунок Le Petit Manège, rue Caulaincourt, 1905 год. Представлена небольшая передвижная карусель на телеге. Здесь же шарманка для музыкального сопровождения.

Le Petit Manège, rue Caulaincourt, 1905, University of Michigan Museum of Art

Подобные карусели были очень популярны на сезонных ярмарках в городах и деревнях.

Вот ещё пример небольшой передвижной карусели:

Такие фургончики часто были в составе качующих цирков.

Circus carousel wagon, 1910

В наши дни карусели во Франции не утратили свою популярность. Париж называют городом каруселей, здесь их насчитывается более трёх десятков. Карусели расположены у Мэрии (Place de l’Hôtel de Ville), на площадях: Одеон (Place de l’Odéon), Жоффр (Place Joffre), Мадлен (Place de la Madeleine), Согласия (Place de la Concorde), на эспланаде вокзала Монпарнас, рядом с дворцом Шайо (Place du Trocadéro) / www.mafrance.ru

Самая старая Парижская карусель, дошедшая до наших дней, находится в Люксембургском саду. Garnier, 1879 года постройки. Детям на этой карусели дают деревянные палочки, которыми нужно попасть в кольцо, удерживаемое служителем.

Ещё одна старейшая карусель Европы находится в Праге и принадлежит Национальному Техническому музею. В данный момент ведётся её реконструкция, которую планируют завершить в 2017 году.

«Лошадки интересны тем, что корпуса у них деревянные, в брюхе – солома, а сами фигурки обтянуты настоящей лошадиной шкурой. Поэтому реставрация этих лошадок – очень трудоемкая работа. В 1930-е годы лавки на карусели заменили машинками, и еще на карусели установили фигурки двух аистов. Первоначально карусель, и тут я позволю себе зачитать разрешение на строительство этого аттракциона – оно сохранилось с 1894 года, так вот первоначально карусель запускалась приложением усилий бегающего вокруг нее прислужника. В документе говорится, что по причине неудобства владелец оборудовал карусель механическим приводом».

В XII веке арабские и турецкие наездники регулярно проводили конные состязания, которые позже итальянские и испанские крестоносцы назвали "маленькая война", или garosello и carosella соответственно. И это смешанное из итальянского и испанского языка слово дало название привычной нам карусели. Один из видов этих соревнований сменил средневековые рыцарские турниры в Европе XVII века. Игра заключалась в том, что наездники верхом на лошадях ходили по кругу и копьями подхватывали развешанные золотые кольца. Во Франции эта забава пользовалась огромным успехом, там же придумали деревянный аналог карусели для юных наездников

Если бы Екатерине II сказали, что со временем изысканное развлечение высшего света - карусель - превратится в детский аттракцион, императрица несказанно бы удивилась. Для неё карусель с детства была особым видом конных состязаний, заменивших дворянам рыцарские турниры. В каруселях участвовали не только мужчины, одевавшиеся в импровизированные рыцарские доспехи, но и дамы. А упражнения на ловкость, смелость, скорость движения, точность стрельбы или метания копья проводились обычно при движении по кругу.

Это развлечение пришло в Россию из Франции и Германии, где оно зародилось еще в XVI веке. Особо пышные карусели проводились при дворе Людовика XIV. Возможно, именно их и взяла за основу Екатерина II, пожелавшая устроить своим придворным увлекательное и полезное развлечение. Стоит отметить, что своеобразные карусели начали проводиться при императрице Елизавете Петровне, но по размаху и красочности они ни в какое сравнение не идут с екатерининскими.

Распорядителем карусели императрица назначила князя П.И. Репнина, который неоднократно наблюдал эти красочные действия за границей. Князь разработал и представил Екатерине II подробный план, названный «Описание каруселя». План был утвержден императрицей 25 мая 1765 г., и началась подготовка. Все расходы, а они предполагались немалые, взяло на себя придворное ведомство.

В соответствии с планом участников разделили на 4 группы (кадрили) - славянскую, римскую, турецкую и индийскую. Каждая группа имела костюмы, оружие, конскую сбрую и экипажи, стилизованные под те, которые используются соответствующими национальностями. Первую группу возглавила сама императрица, во главе второй был поставлен Григорий Орлов, третьей - его младший брат Алексей, четвертой - князь Петр Репнин.

В состязаниях двух братьев Орловых победителем стал старший, Григорий, правда, с незначительным преимуществом. Одной из наград императрицы братьям стал заказ известному датскому художнику В. Эриксену на выполнение так называемых «карусельных портретов». Эти огромные парные портреты Орловых принадлежали Гатчинскому дворцу и до Великой Отечественной войны украшали Министерскую лестницу Арсенального каре. Глядя на великолепный портрет Григория Орлова, можно было понять, почему императрица так страстно и нежно любила фаворита. Статный красавец в римских доспехах, сверкающих золотом на солнце, в шлеме с яркими перьями, с копьем в руке скачет на горячем скакуне...

Зрелище должно было стать не только красочным, но и масштабным. В каждую группу входили всадники, которым предстояло продемонстрировать свое умение и ловкость в вольтижировке, стрельбе и метании копий, их оруженосцы, дамы, возничие и музыканты, которым предстояло исполнять национальные мелодии. Даже тренировки участников будущей карусели представляли захватывающее зрелище. Одну из подобных репетиций посетила императрица с наследником престола Павлом, о чем осталась запись в камер-фурьерском журнале: «Там ездили дамы, а затем мужчины. Только платья ни у кого еще не было, потому что это только пробы».

Подготовка не ограничивалась тренировками и изготовлением соответствующих костюмов. На Дворцовой площади под руководством архитектора А. Ринальди начали сооружать грандиозный деревянный амфитеатр, окружающий арену для карусельного ристалища. На монетном дворе отчеканили специальные золотые медали для награждения победителей. Любопытно, что, как и на современных соревнованиях, медали предполагалось вручать за первое, второе и третье места, только различались они не металлом, а размером. На одной стороне медали был изображен карусельный амфитеатр у берега Невы с парящим над ним орлом и надпись: «С Алфеевых на Невские брега». На другой стороне медали по традиции изобразили профиль императрицы.

Роскошь экзотических костюмов, нарядная сбруя лошадей, необычная форма и украшения колесниц, исполнение музыки на старинных инструментах, выстрелы из пушек, подающие сигналы к различным действиям, превратили рыцарскую карусель в праздничный карнавал и великолепное зрелище. Толпы жителей Петербурга увидели участников карусели в то время, когда они проезжали из лагерей к Зимнему дворцу. Лагеря, состоящие из расписных шатров, располагались у Летнего дворца и на месте теперешней М. Морской улицы.

К сожалению, лето 1765 года выдалось ненастным, и проведение карусели пришлось перенести на следующий год. Итальянец Казанова, побывавший в то лето в России, но не дождавшийся проведения карусели, писал впоследствии: «Четыре кадрили, по сотне всадников в каждой, должны были преломлять копья за награды великой ценности. Всю империю оповестили о великолепном празднестве. Князи, графы, бароны начали уже съезжаться из самых дальних городов, взяв лучших коней. Погожий день без дождя, ветра или нависших туч - редкое для Петербурга явление. В Италии мы ждем всегда хорошей погоды, в России - дурной. За весь 1765 год в России не выдалось ни одного погожего дня. Подмостки укрыли, и праздник состоялся на следующий год. Витязи провели зиму в Петербурге, а у кого на то денег недостало, воротился домой».

В 1766 году погода благоприятствовала проведению карусели, и 16 июня петербуржцы стали стекаться на Дворцовую площадь. Для зрителей были подготовлены специальные билеты, но они раздавались бесплатно вне зависимости от сословной принадлежности, лишь бы человек был прилично одет.

По сторонам от императорской ложи расположились ложи для «болельщиков» кадрилей, оформленные в соответствующих национальных стилях. Состав участников практически не изменился, только императрица уступила руководство своей кадрилью графу И.П. Салтыкову. Судить состязание поручили генерал-фельдмаршалу Б.К. Миниху.

Для участников кадрилей недалеко от Дворцовой площади были развернуты палаточные городки, где можно было переодеться и подготовиться к состязанию. Сигналом к началу состязаний стал выстрел трех адмиралтейских пушек. Уже само движение кадрилей к Дворцовой площади превратилось в красочное зрелище, собравшее вдоль улиц большую толпу людей, которые не смогли попасть на трибуны. В амфитеатре кадрили разместились перед ложами своих «болельщиков».

Соревнования начали дамы, которые с колесниц стреляли в цель из луков и метали дротики. В те времена даже в высшем свете дамы прекрасно умели владеть оружием, что и продемонстрировали. Самой меткой оказалась дочь графа П.Г. Чернышева - Наталья (заочно вы с ней знакомы - она выйдет замуж за Голицына и станет прототипом пушкинской Пиковой дамы). За первое место ей было вручено бриллиантовое украшение. Второе место заняла графиня А.В. Панина, получившая из рук императрицы табакерку с бриллиантами. За третье место графине Е.А. Бутурлиной достался бриллиантовый перстень. Менее ценными призами были отмечены возницы победительниц: барон И.Е. Ферзен, А.Н. Щепотьев и граф Д.М. Матюшкин.

Самым захватывающим стало выступление мужчин, которые на скаку стреляли в цель, рубили головы манекенам, бросали копья, демонстрировали искусство наездников. Первое место судьи отдали И.А. Шаховскому, которому императрица вручила бриллиантовую пуговицу и петлицу на шляпу. Вторым стал В.М. Ребиндер, получивший трость с бриллиантовым набалдашником. За третье место граф Штейнбек получил бриллиантовый перстень.

Карусель произвела громадное впечатление и на зрителей, и на императрицу. В июле провели второй этап соревнований, содержание которых практически не изменилось. Среди дам первой снова стала Чернышева. А среди мужчин пришлось проводить дополнительные соревнования, так как претенденты на первое место братья Григорий и Алексей Орловы набрали, по мнению судей, равное число баллов. На повторном соревновании Григорий смог опередить брата, и ему вручили золотой лавровый венок. За прекрасную подготовку и поведение карусели богатые подарки получили все её организаторы.

В дальнейшем подобные карусели устраивались неоднократно, причем не только в Петербурге, но и в Москве. При Павле I карусели проходили в Гатчине, где был построен стационарный амфитеатр с дерновыми скамьями. Оставшиеся от него валы и ныне можно увидеть в гатчинском парке.

Автором этого уникального паркового сооружения был талантливый архитектор, а также музыкант, поэт Н.А. Львов, построивший в Гатчине еще одно землебитное здание - Приоратский дворец. В Кушелевских альбомах с планами и проектами по Гатчине 1798 года, которые хранятся во дворце-музее, есть проект этого Амфитеатра. На проекте, выполненном в цвете акварельными красками, можно увидеть Амфитеатр таким, каким он должен был быть: с зелеными дерновыми скамьями по валу, статуями, вазами, светильниками, с кованными воротами и вензелем Павла I, с зелеными шпалерами из стриженного кустарника по верху вала.

В отличие от античных амфитеатров, в которых проводились гладиаторские бои и показы зверей, гатчинский предназначался для «рыцарских каруселей» - конных состязаний или выполнения на лошадях различных фигур.

Особенно часто карусели стали проводиться при Николае I, который считал их отличной тренировкой для гвардейцев. В карусели 1842 года, проводившейся в Царском Селе, принял участие сам Николай I и члены его семьи. Участники этой карусели были одеты в настоящие средневековые доспехи, выданные ради такого случая из личной коллекции императора. Сохранилась большая картина «Царскосельская карусель» кисти художника О. Верне, дающая представление об этом ристалище с участием императора. Для карусели Николай надел латы времен императора Максимилиана. Императрица и её дочери были в роскошных платьях, стилизованных под средневековые. Младшие сыновья в костюмах пажей. В подобных нарядах были и остальные участники карусели.

Красочные рыцарские карусели давно ушли в прошлое. Но, катая детей в парке на привычной нам карусели, вспоминайте, что когда-то она была не аттракционом, а красочным соревнованием, на котором российское дворянство демонстрировало свою удаль.

Карусели - очень красивые, интересные и оригинальные игровые комплексы, которые вызывают настоящий восторг у детей любого возраста. Современные карусели поражают своим многообразием - на отечественном рынке представлена масса их вариантов. Но мало кто знает, что первые карусели были предназначены совсем не для развлечений, а для очень серьезного дела - в XII веке они использовались в состязаниях арабских конных наездников, а так же применялись в тренировках испанских и итальянских крестоносцев. Именно крестоносцы называли свои тренировки «маленькая война», что в переводе звучит как «carosella» - отсюда и пошло слово «карусель». Впоследствии появилась одноименная игра, которая стала быстро распространяться по всей Европе. Особенно популярной она была среди рыцарей - они, сидя верхом на лошадях, должны были копьями подхватывать кольца, которые висели по кругу.

Впоследствии, при помощи карусели, во Франции решили тренировать юных воинов. Для этого был создан деревянный аналог конструкции - вертикальный столб, вокруг которого вращаются колесницы и лошади, изготовленные из дерева. Задача будущих воинов, сидящих на лошадях, заключалась в том, чтобы своевременно поражать копьями щиты и мечи, а так же снимать подвешенные кольца. В дальнейшем подобные карусели стали делать не только для обучения, но и для развлечения детей из благородных семей.

В нашей стране первая карусель появилась в конце XVIII века. Тогда она называлась еще «каррусель», установлена была перед Зимним дворцом. На сегодняшний день существует огромный выбор подобных конструкций, которые можно разделить на несколько групп в зависимости от типа вращения вокруг вертикальной оси:

  • Карусель с волнообразным типом вращения;
  • Карусель с простым вращением;
  • Карусель со сложным вращением;
  • Карусель с вращением и подъемом.

Помимо этого, стоит отметить, что при изготовлении современных каруселей могут быть использованы такие материалы, как нержавеющая сталь, дерево, полимеры, и так далее. В итоге, готовая конструкция получается не только красивой внешне, надежной и долговечной, но и износостойкой, что очень важно. Еще одно обязательное требование, предъявляемое ко всем материалам, используемым при изготовлении каруселей - абсолютная безопасность для окружающей среды и людей. Ведь малыши на детской площадки проводят ежедневно по несколько часов, и если они будут контактировать с опасными для своего здоровья поверхностями, в будущем это наверняка приведет к очень плохим последствиям. Вся продукция, реализуемая нашей компанией, имеет необходимые сертификаты, подтверждающие ее качество.

Если вы хотите приобрести карусель, при этом, вам нужен действительно хороший товар, обращайтесь в нашу компанию «СтройСервисГрупп». Мы специализируемся на продаже различных игровых комплексов, можем предложить широкий их ассортимент по приемлемым ценам.

Loading...Loading...