«Пророк» (Некрасов): анализ стихотворения. «Пророк» Н

Не говори: «Забыл он осторожность!
Он будет сам судьбы своей виной!..»
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.

Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
«Жить для себя возможно только в мире,
Но умереть возможно для других!»

Так мыслит он — и смерть ему любезна.
Не скажет он, что жизнь его нужна,
Не скажет он, что гибель бесполезна:
Его судьба давно ему ясна…

Его еще покамест не распяли,
Но час придет — он будет на кресте;
Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе.

Анализ стихотворения «Пророк» Некрасова

В стихотворении «Пророк» (1874 г.) Некрасов по своему интерпретирует тему, заложенную великими поэтами. Автор видит роль и значение пророка, символизирующего творческую личность, в бескорыстном служении обществу. Воплощением такого идеального образа Некрасов считал Н. Чернышевского, которому и посвятил свое произведение.

Только получает свой божественный дар. Он стремится воспользоваться им на благо всего мира. испытывает разочарование, так как его проповеди не встречают отклика в равнодушных сердцах людей. Это приводит его к вынужденному одиночеству. Пророк Некрасова отражает в себе изменения в российской жизни. Периодические издания и литература становятся мощным инструментом для воздействия на сознание людей. Литераторы действительно оказывают влияние на умонастроение в обществе. Роман Чернышевского «Что делать?» — очень слабое произведение в художественном плане. Но заложенные в нем идеи произвели небывалый эффект, который можно сравнить с духовной революцией. Огромное количество людей стали жить в соответствии с этими идеями. Поэтому Некрасов относится к Чернышевскому, как к современному пророку.

Сибирская ссылка превратила Чернышевского в мученика. Некрасов видит в этом пример самоотверженности. Чернышевский знал, что его произведения и статьи – источник опасности. Он сознательно шел к наказанию, считая, что обязан поведать людям о своих утопических идеях. Автор считает, что литератор принес огромную жертву ради блага всего человечества («умереть возможно для других»).

Чернышевский еще до ссылки постоянно находился в нищете. Он был настоящим аскетом, считая себя воином революции («нет помыслов мирских»). Поэтому он нисколько не дорожил собственной жизнью и давно был готов пострадать за свои идеи и хладнокровно принять смерть. Чернышевский считал, что даже его гибель принесет пользу, так как возбудит в людях сострадание к невинной жертве. Эти же мысли разделяет и Некрасов.

В финале произведения поэт проводит параллели между Чернышевским и Иисусом Христом. В наше время такое сравнение выглядит чересчур патетическим, но в тот непростой период многие революционеры думали так же. Некрасов считает, что несчастный каторжник в любом случае примет мученическую смерть и тем самым повторит судьбу сына Божьего, пострадавшего за все человечество. Чернышевский, подобно Христу, постоянно подвергался гонениям за правду. При этом он абсолютно не заботился о себе и стремился только ко всеобщему благу и справедливости.

Шедевром Некрасова стало стихотворение «<Н. Г. Чернышевский>» («Пророк») (1874). Продолжая традицию своих великих предшественников — Пушкина и Лермонтова, — поэт обращается к теме пророка, которая была достаточно популярна и устойчива в демократической поэзии 1870-х годов. Упомянем «Пророк» Г. А. Мачтета, «Мы были там... Его распяли...» С. И. Бардиной. Истолковывался образ пророка неоднозначно. А. Григорьев считал пророком художника, не подчиняющегося никаким общественным законам, озаренного свыше и творящего для себя. А. Н. Островский уважительно именовал «пророком» сатирика Щедрина. П. М. Третьяков величал «пророком» Достоевского, добавляя при этом: «всему доброму учитель». Напротив, Герцен к концу своей жизни объявил «пророками» тех, кто «идёт по старой колее». Тургенев же вообще назвал пророчество болезнью: «Здоровый человек не может быть пророком и даже проповедником». Некрасов полемически отстоял положительную, вполне земную и здоровую интерпретацию традиционного образа. Более того, в 70-е годы поэтом утверждается величие «пророка», гордого и непримиримого, и в этом была новизна некрасовского подхода к теме. Его пророк деятелен, самоотвержен, он не удаляется в пустыню, а служа добру, любя людей, хочет за них умереть.

Используя христианскую поэтическую образность и первоначально называя своё стихотворение о Чернышевском «Пророк (Из Барбье)», Некрасов прославляет возвышенный подвиг гражданина во имя свободы людей. Ради «счастья народного» герой поэта готов принять нечеловеческие страдания, муки, равносильные ужасу распятия на кресте. И не только готов, но и, как мы это знаем, действительно переживёт эти муки сначала у столба при гражданской казни, потом в каземате Петропавловской крепости, затем на каторге в далекой Сибири. Героизм некрасовского «пророка» тем более высок, что ему как провидцу заранее хорошо известна его трагическая участь: «Его судьба давно ему ясна». И тем не менее он сознательно идёт на гибель: «он видит невозможность // Служить добру, не жертвуя собой». Значит, осознанная им необходимость приносит герою истинную свободу (он тоже из числа «душой свободных сынов» родины). Высокий нравственный идеал Некрасова получает художественное выражение, в котором этическое и эстетическое сливаются. Вот почему в тексте стихотворения «Пророк» (Некрасов), анализ которого нас интересует, обретают особый вес понятия, сопряженные с категорией трагического: «судьба», «жертвуя», «умереть», «вина», «гибель». Другой же лексический ряд — в основном церковного характера — подчёркивает возвышенное как основное эстетическое начало стихотворения: «Бог», «Христос», «крест», «распяли», «возвышенней». Этому служит и та символика, которая вкладывается в слова «Гнев» и «Печаль». А в своей нерасторжимой совокупности эти словесные ряды и ритм пятистопного ямба определяют торжественную патетику целого и создают образ героического страдания великого народного заступника, обретающего бессмертие. Таков этот совершенно необычный «портрет» реального подвижника гражданского служения отчизне, портрет, прикрытый маскирующим подзаголовком («Из Барбье»).

Стихотворение «Пророк» Некрасова отличается своим многоголосием; в нём звучат три голоса: несущего упрёк и обвинение герою («Забыл он осторожность!»), афористическое высказывание самого Чернышевского («Жить для себя возможно только в мире, // Но умереть возможно для других») и голос автора, вступающего в полемику с оппонентом. Спор и диалог сразу же драматизируют стихотворение, что соответствует его содержанию и интонации: прославлению подвига во имя любви, самопожертвования во имя служения добру. Христианская нравственность является здесь торжествующей, и потому герой назван посланцем Бога и земным подобием Христа. И это удивительное богатство содержания, этот широкий комплекс идей заключены в необыкновенно лаконичную форму: в стихотворении «Пророк» (Некрасов), анализ которого мы провели, всего 16 спрессованных строк.

    Слайд 1

    (1874г.) Не говори: "Забыл он осторожность!Он будет сам судьбы своей виной!.."Не хуже нас он видит невозможностьСлужить добру, не жертвуя собой.Но любит он возвышенней и шире,В его душе нет помыслов мирских."Жить для себя возможно только в мире,Но умереть возможно для других!" Так мыслит он - и смерть ему любезна.Не скажет он, что жизнь его нужна,Не скажет он, что гибель бесполезна:Его судьба давно ему ясна...Его еще покамест не распяли,Но час придет - он будет на кресте;Его послал бог Гнева и ПечалиРабам земли напомнить о Христе. 30.01.2013

    Слайд 2

    Огромное количество произведений Некрасова посвящено переживаниям о трудной доле народа и любви к родине. Николаю Алексеевичу присуща такая черта характера, как сопереживание людским страданиям, чужому горю. Поэт почтительно относился к революционерам, прототипами которых в его произведениях стал Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др. Так, одно из своих стихотворений Некрасов посвящает Н.Г. Чернышевскому «Пророк». Название стихотворения сразу же вызывает ассоциации с библией, религией и верой в сверхъестественное. И не даром, ведь все стихотворение пронизано христианской символикой. Так же слово «пророк» употребляется по отношению к поэту. Пушкин и Лермонтов в одноименных стихотворениях освещали тему поэта и поэзии.

    Слайд 3

    В чем же сходства и отличия трех «пророков»? Попробую аналитически сравнить их.

    В качестве пророка в пушкинском и лермонтовском стихотворениях выступает поэт. В «Пророке же Некрасова пророк – общественный деятель. Миссии пророков в произведениях также отличаются: у Лермонтова-разоблачение «злобы и порока», исправлению людского рода; у Пушкина- «глаголом жечь сердца людей», у Некрасова «напомнить о Христе». Сюжеты «Пророков» тоже отличаются: в пушкинском стихотворении освещается становление пророка, в лермонтовском – изгнание, некрасовском-судьба героя-жертвы, восходящего к Христу. Образ пророка у Некрасова воссоздается через описания его мыслей, характера и его переживания: «так мыслит он»; «не хуже нас он видит невозможность»; «любит возвышенней»; «не скажет он». Пушкинский пророк изображается духовно, а у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова - от лица лирического героя.

    Слайд 4

    Стихотворение Некрасова имеет посвящение, так как времена переменились - "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (" Поэт и гражданин"), и миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Этому пророку типично революционный демократический идеал и очарование нравственной чистоты. Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка:"Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!» и пророка «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других". Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее.

    Слайд 5

    Во всех трех «Пророках» авторы обращаются к божественной символике. В каждом стихотворении находятся переклички с цитатами «Евангелия», то есть обращаются к библейской мифологии: «шестикрылый серафим», «он будет на кресте», «вечный судия дал всеведенье пророка», «божьей пищей». У всех 3-х авторов пророк - посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова - именно пророчествовать. Так же сходствами произведений являются и душевные состояния пророков. Герои находятся в удрученном состоянии, они томимы «духовной жаждой», «худы и бледны», они посланники «Гнева и Печали», им «смерть любезна».

    Слайд 6

    Стихотворение Некрасова написано четырехстопым ямбом, таким же размером написаны «Пророки» Пушкина и Лермонтова.

    Слайд 7

    Художественные средства, используемые Некрасовым. Повтор: Оксюморон: Метафора: Повтор местоимений: он-8 раз, его – 4 раза. Используются краткие страдательные причастия: «Его судьба давно ему ясна... Его еще покамест не распяли, Его послал бог Гнева и Печали…» «Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна..» «смерть ему любезна» «видит невозможность» «служить добру» «ясна», «любезна» , «бесполезна»

    Слайд 8

    Вывод

    Перед Некрасовым стояла задача создания "святого" нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации. При формировании новой поэтической системы Некрасов обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке. Некрасову, как демократически настроенному поэту важно было подчеркнуть святость дела, которому служили революционеры, и их самоотверженность в борьбе за торжество справедливости. Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более - как пример величайшего подвига - самопожертвования во имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами.

Посмотреть все слайды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

(1874г.) Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «пророк» Не говори: "Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!.." Не хуже нас он видит невозможность Служить добру, не жертвуя собой. Но любит он возвышенней и шире, В его душе нет помыслов мирских. "Жить для себя возможно только в мире, Но умереть возможно для других!" Так мыслит он - и смерть ему любезна. Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна: Его судьба давно ему ясна... Его еще покамест не распяли, Но час придет - он будет на кресте; Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе. 30.01.2013

Огромное количество произведений Некрасова посвящено переживаниям о трудной доле народа и любви к родине. Николаю Алексеевичу присуща такая черта характера, как сопереживание людским страданиям, чужому горю. Поэт почтительно относился к революционерам, прототипами которых в его произведениях стал Белинский, Чернышевский, Добролюбов и др. Так, одно из своих стихотворений Некрасов посвящает Н.Г. Чернышевскому «Пророк». Название стихотворения сразу же вызывает ассоциации с библией, религией и верой в сверхъестественное. И не даром, ведь все стихотворение пронизано христианской символикой. Так же слово «пророк» употребляется по отношению к поэту. Пушкин и Лермонтов в одноименных стихотворениях освещали тему поэта и поэзии.

В чем же сходства и отличия трех «пророков»? Попробую аналитически сравнить их. В качестве пророка в пушкинском и лермонтовском стихотворениях выступает поэт. В «Пророке же Некрасова пророк – общественный деятель. Миссии пророков в произведениях также отличаются: у Лермонтова-разоблачение «злобы и порока», исправлению людского рода; у Пушкина- «глаголом жечь сердца людей», у Некрасова «напомнить о Христе». Сюжеты «Пророков» тоже отличаются: в пушкинском стихотворении освещается становление пророка, в лермонтовском – изгнание, некрасовском-судьба героя-жертвы, восходящего к Христу. Образ пророка у Некрасова воссоздается через описания его мыслей, характера и его переживания: «так мыслит он»; «не хуже нас он видит невозможность»; «любит возвышенней »; « не скажет он». Пушкинский пророк изображается духовно, а у Лермонтова есть портрет пророка. Его видят со стороны. И этот портрет вызывает сочувствие. Пушкинский пророк торжествен. Лермонтовский суров. В стихотворениях Пушкина и Лермонтова повествование ведется от лица пророка. У Некрасова - от лица лирического героя.

Стихотворение Некрасова имеет посвящение, так как в ремена переменились - "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" (" Поэт и гражданин "), и миссию пророка выполняет идеальный общественный деятель. Этому пророку типично революционный демократический идеал и очарование нравственной чистоты. Помимо точки зрения самого лирического героя, в "Пророке" Некрасова точно (с помощью прямой речи) передаются точки зрения неизвестного, упрекающего пророка:" Забыл он осторожность! Он будет сам судьбы своей виной!» и пророка «Жить для себя возможно только в мире, но умереть возможно для других ". Некрасов в своем стихотворении показывает историю пророка не изнутри, а со стороны, предельно (максимально) объективизирует ее.

Во всех трех «Пророках» авторы обращаются к божественной символике. В каждом стихотворении находятся переклички с цитатами « Евангелия», то есть обращаются к библейской мифологии: «шестикрылый серафим», «он будет на кресте», «вечный судия дал всеведенье пророка», « божьей пищей ». У всех 3-х авторов пророк - посланник Бога, он не принадлежит себе с того момента, как проявил готовность к встрече со Всевышним. Этим его свободный выбор исчерпывается. Миссия пророка у Пушкина и Лермонтова - именно пророчествовать. Так же сходствами произведений являются и душевные состояния пророков. Герои находятся в удрученном состоянии, они томимы «духовной жаждой», «худы и бледны», они посланники «Гнева и Печали», им «смерть любезна».

Стихотворение Некрасова написано четырехстопым ямбом, таким же размером написаны «Пророки» Пушкина и Лермонтова.

Художественные средства, используемые Некрасовым. Повтор: Оксюморон: Метафора: Повтор местоимений: он-8 раз, его – 4 раза. Используются краткие страдательные причастия: «Его судьба давно ему ясна... Его еще покамест не распяли, Его послал бог Гнева и Печали…» «Не скажет он, что жизнь его нужна, Не скажет он, что гибель бесполезна..» «смерть ему любезна» «видит невозможность» «служить добру» «ясна», «любезна» , «бесполезна»

Перед Некрасовым стояла задача создания "святого" нового типа, жизненного образца, на который смогли бы ориентироваться люди новой формации. При формировании новой поэтической системы Некрасов обратился к уже существующим в русской культуре образам, заговорил на хорошо знакомом его читателям языке. Некрасову, как демократически настроенному поэту важно было подчеркнуть святость дела, которому служили революционеры, и их самоотверженность в борьбе за торжество справедливости. Н. Г. Чернышевский был дорог Некрасову как соратник и сподвижник, но еще более - как пример величайшего подвига - самопожертвования во имя высшей идеи. Именно поэтому герой стихотворения практически не наделен никакими личностными чертами. Вывод


Некрасов в своём произведении "Пророк" воспевает настоящие ценности жизни такие как: свобода и праведность, достоверность и согласованность. Стихотворение наполнено мотивами подлинного христианина, которые стремятся к заступничеству и отдаванию себя в жертву ради поставленной цели. Тоска и незамаскированная печаль прослеживается в строках стихотворения, автор выражает скорбь перед теми, кто был "распят". Сострадая вместе с "пророками" Некрасов доказывает всю неизбежность для поэтов, которые борются за идеалы страны, этой самой участи. Стать распятым, подобно Иисусу, ради мечт, идей и устремлений - вот идея настоящего революционера.

Поэт наполняет строки своего стихотворения духом революции направленным на уничтожение сил зла, попытками придать вдохновения и бодрости народу. Поэт повествует о тех борцах за лучшее, которые готовы отдать свою жизнь.

Поэт отводит центральное место в стихотворении думам и переживаниям о судьбе народа. Эта черта проявляет себя засчет того, что Некрасов ко всем страданиям народа относится как к сугубо личным. У поэта было сильно развито чувство совести, ответственности и восприимчивости к людским трагедиям.

Произведение "Пророк" пронизано пафосом реализма и является примером гражданской лирики, а его элементы философских дум ведут его по направлению к элегии.

Автор облекает свое стихотворение в форму диалогической реплики, которая обращена к воображаемому собеседнику. Которому хватает смелости упрекать революционно настроенного гражданина в некой неосторожности.

Основная идея произведения в том, что революционер не пожалевший жизни за родной народ, достоин сравнения с Христом. Гибель героя не становится чем-то напрасным, о нем будут помнить те, которые получили свободу. Жизнь принесенная в жертву за правду способна воплотить её на земле.

Образ пророка у Некрасова приобретает большую близость к библейскому сюжету, нежели у Пушкина. Некрасов пишет о пророке, который в любой момент готов принять смерть ради жизни других.

Противопоставление жить для себя - умереть для других подчеркивает настоящий подвиг пророка.

Употребляемые старославянизмы и словосочетания высокого стиля выражают возвышенность истинных идеалов, к которым призывает стремится Некрасов.

Анализ 2

Тема «Пророка» не нова, для литературы «Золотова века». К ней обращались и Пушкин и Лермонтов и Достоевский, Толстой и многие другие.

Стихотворение «Пророк» было впервые напечатано в 1877 году так же под псевдонимом. Первоначально последняя строка стиха где говорится о «Рабам земли напомнить…», должна была звучать по другому, «царям земли напомнить о Христе», из-за цензуры строку пришлось изменить. Не смотря на то что правление императора Александра Второго было более либеральное чем его отца Николая Первого.

Нужно заметить, что Некрасов не первый кто обратился к теме пророка, как уже было написано. За несколько десятилетий до этого в эпоху Николая Первого к этой теме обратился другой великий русский писатель Лермонтов. В его стихотворении поднималась проблема не понимания человека который возвышается интеллектуально над остальными. И эти остальные начинают его травлю, в результате чего он ушёл от людей в пустыню. Когда он иногда он идёт через город, люди показывают на него пальцами. Восклицая про себя, «Как он вообще посмел, выделятся!?», прохожие говорят детям, что бы те не выделялись, а то будут такими же худыми и чахлыми как этот пророк. «Как презирают все его!», - так заканчивает своё стихотворение Лермонтов. Он писал это стихотворение в пору когда уже не пользовался расположением петербургского общества.

«Пророк» есть такое стихотворение Пушкина А. С., серафим вкладывает в уста и душу героя мудрость, но сначала калечит его, затем к нему обращается Бог с призывам идти и проповедовать истину «глаголом жечь сердца людей!».

В своём стихотворении Некрасов пишет, что пророк забыл осторожность и ему следует беречься. Потому как люди не любят пророков. Он подчёркивает, что в борьбе за добро пророк может погибнуть. Сам пророк готов к смерти ради других. Некрасов пишет что такого человека который будет говорить правду людям, ждёт не завидная участь, могут распять как Христа.

Некрасов Н. А. великий русский писатель середины девятнадцатого столетия. Помимо сочинения произведений в прозе, Некрасов был ещё и поэт, руководил в Петербурге литературным кружком молодых писателей. Он оказал большое влияние на развитие русской литературы девятнадцатого столетия.

В своих произведениях и стихах Некрасов касался острых и неприятных социальных тем русской действительности тех лет. Среди острых проблем: русская женщина её несвобода (в то время), русское крестьянство (бесправное до реформы 1861 года), счастье «на Руси», о телесных наказаниях и т. д.

На молодого Некрасова обратил внимание великий русский писатель и литературовед В. А. Жуковский (друг Пушкина). Сначала Некрасов печатал свои произведение (особенно стихи) под псевдонимом «Н. Н.». Не только он один из русских писателей прибегал к псевдониму.

Анализ стихотворения Пророк по плану

Стихотворение было написано Николаем Рубцовым в 1969 году. Как и многие стихотворения автора, это проникнуто любовью к Родине. Открыто, искренне поэт заявляет о чувствах к родной земле

  • Анализ стихотворения Одним толчком согнать ладью живую Фета

    Афанасию Фету пришлось не просто, в последние годы своей жизни он боролся с сильнейшими чувствами, которые не позволяли ему полноценно жить. Его мучила депрессия, которая серьезно сказалась как на повседневной жизни

  • Loading...Loading...