Что такое не в меру честолюбивый. Что такое Честолюбие? Определение термина честолюбие

Честолюбивый человек - это индивидуум, который стремится быть лучше других. Он хочет быть богаче, успешнее, узнаваемее, хочет добиться успехов, которыми он сможет превзойти других людей. или плохо? В чем причина, и каковы мотивы людей, которые хотят превосходства над другими?

Разговоры и том, что значит честолюбивый, часто сводятся к наделению людей жаждой власти, подчинения других людей и показания превосходства над окружающими. Но это не совсем так. Честолюбие - это здоровое желание человека стать лучше. Это стимул развиваться и идти дальше, расти над собой и постоянно совершенствоваться. Честолюбие дается нам при рождении в зачаточном состоянии и постепенно развивается в течение жизни. И именно от его правильного развития зависит адекватность восприятия своих целей и средств, которыми будут достигаться.

Развитие - это всегда позитивный процесс. И честолюбие человека заставляет его двигаться вперед и преодолевать себя и свою лень. Это качество очень важно в жизни людей и дает им возможность достигать успехов и славы. Ведь иначе не было бы знаменитых ученых и открытий, изобретений и прогресса всего человечества.

Честолюбивый человек - это индивидуум, который стремится вперед. Он мобилизирует свои внутренние скрытые ресурсы и заставляет их работать на благо себе. Это помогает человеку ставить перед собой трудные цели и достигать их, работая над собой и улучшая себя.

Честолюбивый человек - это победитель по натуре. Он стремится быть первым и выигрывать и в соревнованиях, и в жизни. Стремление быть первым заставляет его идти вперед и не останавливаться на достигнутом.

Но стремление быть первым всегда и во всем может сыграть не только позитивную роль. Очень часто жажда превосходства над другими людьми толкает человека на неблаговидные поступки. Непомерная тяга к славе, богатству, успеху или известности приводят к постоянной гонке за недостижимой целью и заставляет человека вести себя по отношению к другим людям некрасиво и подло, идти по головам, оставаясь в одиночестве.

Говоря о насколько ты честолюбивый? Синонимы этого слова часто включают в себя также слово "тщеславный". Такой человек стремится занять высокое положение и в жизни, и в обществе, используя для этого любые цели. Цели и стремления такого человека всегда эгоцентричны. Он слушает только себя и всегда действует в своих интересах, не пренебрегая возможностью обойти конкурентов нечестными методами.

Не стоит путать эти понятия. Доброжелательность к другим людям и к их успехам - вот чем в первую очередь характеризуется честолюбивый человек. Это кардинальным образом отличает его от тщеславных индивидуумов и прочно разграничивает эти понятия.

Всего должно быть в меру. Честолюбие необходимо человеку в жизни для развития и достижения своих целей. В оно оказывает позитивное воздействие на все сферы жизни. И главное - не стоит стремиться к невозможному. Невозможно стать выдающимся ученым прямо завтра, если сегодня ты еще студент. Необходимо реально оценивать свои возможности, ставить цели и идти к ним. И все получится!

социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия во имя достижения лидерства в коллективе, группе (общественная жизнь, наука, культура и т. д.). Ч. может выступать как устойчивый положительный мотив, побуждающий личность к социально значимой деятельности. Если же Ч. является эгоистическим и ведет к карьеризму, ущемлению прав, свобод и заслуг других, – его надо оценивать как отрицательное явление. Придание нравственной оправданности мотивам Ч. конкретной личности может способствовать формированию у нее лидерских качеств. Ч. может выступать причиной конфликтов в организации, во-первых, тогда, когда оно становится чрезмерным; во-вторых, если Ч. сводится к примитивному карьеризму. В интересах дела и профилактики конфликтов руководитель должен уметь поощрять здоровое Ч. и не давать развиваться карьеризму у подчиненных.

Честолюбие

стремление к внешней чести, почестям, уважению, почету, продвижению по службе и вследствие этого склонность действовать безнравственными способами.

Подобно большинству молодых честолюбцев в литературе, он изливает на бумаге запас сведений, которых нахватался накануне (О. Бальзак, Дочь Евы).

Любовь – желанное безумие, честолюбие – серьезная глупость (С. Шамфор).

Честолюбие охватывает мелкие души легче, чем большие, как огонь охватывает быстрее солому, хижины, чем дворцы (С. Шамфор).

К новым знакомствам нас обычно толкает не столько усталость от старых или любовь к переменам, сколько недовольство тем, что люди хорошо знакомые недостаточно нами восхищаются, и надежда на то, что люди малознакомые будут восхищаться больше (Ларошфуко).

То, что мы принимаем за благородство, нередко оказывается переряженным честолюбием, которое, презирая мелкие выгоды, прямо идет к крупным (Ларошфуко).

Ни в каком деле не ищи себе земной славы: земная слава угасает для того, кто любит ее. На время, подобно бурному ветру, она дышит на человека, и, отняв у него плод добрых дел его, вскоре удаляется, посмеявшись его неразумению (Г. Константинопольский, Стоглавец).

Ср. желание славы; тщеславие.

Время на чтение: 5 мин

Честолюбие – это стремление человека получить высокое положение, определенные почести, достичь видимых успехов, признаваемых окружением и в идеале имеющих конкретное измерение, выражающееся в оценках, цифрах, наградах, трофеях. Для честолюбивого человека важно иметь наивысшие результаты. Понятие честолюбие раскрывается через два свои корня и обозначает любовь к чести.

Честолюбие значение слова имеет синонимичность по отношению к тщеславию. В крайнем своем выражении честолюбие может устремляться к алчности, которая, однако, находится в тесной связи со стяжанием именно материальной выгоды, тогда как тщеславие и честолюбие используют конкретные физические блага только опосредованно.

Что такое честолюбие

Честолюбивый человек и сам может отдавать отчет себе, что где ни оказался бы – везде он готов навязать свои правила, даже людям, которых только узнал. Признание ошибки приносит ему болезненные ощущения, мысль, что он достоин большего, не покидает. Честолюбивый человек хочет не иметь конкурентов ни в одной сфере – кроме себя самого. для него есть двигатель прогресса, средство достижения личных целей. Такой человек на достигнутом не останавливается, стремится постоянно к большему, а, значит, становится сильнее, готов больше работать и совершенствоваться.

Тщеславие и честолюбие делают индивида эгоистичным и даже неприятным для других. завладевает человеком и заставляет смотреть на мир под искаженным углом. перестает соответствовать текущим условиям. Человеку уже кажется, что у него есть право навязывать другим свое мнение, он становится неуживчивым в коллективе, ему сложно найти общий язык с окружением. Жажда успеха вынуждает вступать с совестью в сделку, идти ради победы по головам. Такие личности часто в итоге достигают своего, но остаются одинокими, с обилием душевных травм и эмоциональных блокировок.

Психоаналитик Карен Хорни исследовала понятие честолюбие в качестве одной из невротических потребностей – болезненное стремление к личным достижениям. От того, удается ли быть лучшим – зависит его . Мы все сталкиваемся с примером невротического честолюбия уже в школе, знаем детей, страдающих от полученной низкой оценки, что для них есть удар по . Во взрослости это перерастает в желание быть лучшим любовником, писателем, спортсменом, иметь высшие показатели на производстве, престижные награды, зарабатывать больше всех.

Невротическое честолюбие менее вредно для окружающих, чем остальные невротические потребности захватнического типа, ведь направлено оно на своего обладателя. Честолюбие разрушающе воздействует лично на него, приносит неспособность принимать себя, какой есть, в полной мере и со всеми естественными , чувствами, переживаниями проживать свою жизнь. Такому человеку необходимо обязательно получить оценки, доказать через свою деятельность прежде всего себе самому – его «Я» существует и имеет вес. Ему крайне важно запечатлеть, зафиксировать свою деятельность, чтобы предъявить ее результаты окружающим как доказательство своего существования. Это напрямую влияет на то, сможет ли невротик снизить уровень , который зашкаливает, если у него нет видимых, зримых подтверждений его продуктивной и результативной деятельности.

Невротическое честолюбие вынуждает человека и к деструктивным действиям – стремлению нанести поражение своим явным или мнимым соперникам, любым способом выиграть в соревновании и конкурентной борьбе.

Как выявить, что честолюбие имеет невротический характер? Его симптомом является острый , которая при невротическом тщеславии воспринимается как унижение. Еще фактор – это неустанное подталкивание самого себя к большим свершениям, что происходит, несмотря на непрекращающуюся тревогу. Награды и трофеи не приносят такому человеку радость, нет переживания подлинного глубинного удовлетворения от них. Достижения лишь подталкивают к отметкам еще более высоким, что помогут расправиться с тревогой. Они просто на короткое время понижают тревогу, чувство – успокаивают внутреннего критика, интериоризированного обвинителя. Такой невротик не имеет мира с собой, сам не принимает себя.

Честолюбие, как избавиться

Если вы начали отмечать, что ваш ребенок начал проявлять симптомы невротического честолюбия – нужно убедить его, что вы станете его любить и принимать даже вне зависимости от того, что за отметку он принесет из школы. И дать прочувствовать вашу безусловную любовь. Расскажите ему истории о неудачах из жизни окружающих, истории, связанные с падениями – с той целью, чтобы на этих примерах ребенок научился чувствовать, что все неудачи это просто обратная связь. Постарайтесь снизить страх неудачи, чтобы она не ассоциировалась с унижением, тем самым перенаправив или смягчив невротическое честолюбие, сделав его менее острым и болезненным. В общем, как и для иных невротических потребностей, согласно подходу Карен Хорни – для разрешения этого комплекса важно ослабить идеализированный образ, завышенные представления о себе, обучиться принимать себя, относиться без ненависти и презрения к себе.

Есть интересное мнение, что честолюбие в противовес является главной движущей силой человечества. Человек постоянно хочет большего, смотрит на окружающих и отмечает их успехи: повышение в должности, покупку новой машины, отдых на модном курорте с обилием впечатлений.

Честолюбие рождает нежелание чувствовать себя проигравшим и выигрывать у всех и постоянно. Действительно, это влечет человека вперед, учась у других и получая примеры – он имеет к собственному успеху. Люди создают инновационные технологии, развивают науку, кто-то побывал в космосе, придумал социальные сети, а остальные тянутся к лучшему, стараются приобрести его и возобладать. И так человечество движется вперед благодаря честолюбию и . Но является ли такое честолюбие единственным и верным залогом силы и успеха?

Многие при этом не соглашаются с подобным взглядом, утверждая, что истинному честолюбие не нужно, честолюбие может даже быть знаком об отсутствии таланта и его .

Честолюбие способно иметь разную природу. То честолюбие, которое связано с жаждой обладания и доминирования обычно считается негативным качеством. В противовес ему некоторые выделяют здоровый азарт, который мотивирует и помогает достигать вершин вслед за талантом.

Существует эстетическая теория Чуковского, что хорошо получается только то, чего человек не хочет. То есть гениальные результаты приносит непрагматическая деятельность. Примером является Стив Джобс, который стал поистине великим бизнесменом не благодаря желанию денег, успеха, почестей. Он был увлечен идеей в создании принципиально нового и очень ценного для человечества, вложив в свое устремление все силы. То есть для успеха нужно поставить себе высокую, честолюбивую цель, которая должна быть не прагматической – а более высокой, чем просто желание, например, денег, которые будут уже лишь следствием.

А может, честолюбие есть стремление к бессмертию? Желанию оставить что-то после себя. «Всем лучшим во мне я обязан смерти». Ведь не будь наша жизнь конечна, если бы не необходимость реализовываться на этом отведенном участке жизни, то стимула создать, выделиться, запомниться, оставив след, не было бы. Идея смерти очень сильно подталкивает оставить какие-то признанные ценности, доброе или известное имя, что есть некий синоним чести. С такой точки зрения честолюбие значение слова раскрывает не через любовь к почестям, а как устремление к личной чести. И эта мотивация считается гармоничной, так как способствует истинному росту. Итак, мы можем рассуждать о честолюбии разных уровней.

Честолюбие это хорошо или плохо?

Где грань между здоровыми амбициями и честолюбием? Например, спортсмен или актер должен считать себя лучшим – иначе он не добьется высоких результатов. Уверенность в себе, позиционирование самого себя лучшим и вера в это сподвигают его к большой работе над собой. Просмотрев взгляды на этот вопрос за последние 2000 лет истории в разных течениях, мы увидим даже противоречивые подходы в религиях. В православии догмат самоуничижения пронизывает вероучение красной нитью. Карьера, самолюбие, желание быть первым, достигнуть высот и доказать что-то себе или окружению – считаются плохими вслед за наставлениями Библии быть последним. В противовес им культивируются скромность, самоуничижение, осознание своей ничтожности и смирение как единственный выход. Честолюбие здесь связано с гордыней и считается грехом.

В католичестве уже иной подход – человека нужно уважать, не опускаться до самоуничижения и посыпания головы пеплом. Человек здесь уже не плох, а в протестантстве и вовсе хорош – успех, работа, деньги, благополучие рассматриваются как дары свыше, благословение. Такой подход способствует продвижению в жизни, созиданию даже на уровне целого народа. Красивая архитектура, комфортные автомобили, качественные вещи и хорошее образование – вот то, с чем ассоциируется у нас европейский и американский уклады жизни, исповедующие католичество и протестантизм. Однако при избытке внимания к таким благам теряется грань между здоровыми амбициями, в целом положительном устремлением к успеху и честолюбием, успех становится самоцелью, подчиняя все устремления человека.

Подход же, скорее свойственный православию, что необходимо сохранять душу и бороться со страстями честолюбия – в своем избытке также дает искажения в человеческой душе, появляется зависть к более успешным людям и тяга к комфорту одновременно с крайним осуждением, что расщепляет психику, вынуждая человека использовать целый комплекс механизмов . Что в итоге победе над честолюбием не способствует, а напротив, поляризует психику и придает новые обороты .

Конечно, истина посередине. При более внимательном, скрупулезном изучении мы восстановим баланс, найдя общий изначальный смысл, который уже в последствии развился в противонаправленные течения. Наставление садиться на место последнее иногда выглядит несколько манипулятивным, словно я специально себя унижаю, а в тайне с этой же жаждой успеха надеюсь, что меня возвысят. Это иносказательное наставление, однако имеет глубокий смысл. Не садиться на первое место – не стараться быть лидером по форме. А сесть на последнее, сначала внутренне став им и доказав всем своим естеством, что ты первый – так, чтобы это было признано самими людьми. При этом само возвышение здесь для человека не должно иметь значимости, но лишь внутренняя глубокая работа над самим собой, которая приносит плоды, не являющаяся самоцелью. Самоуничижение есть крайность, что подтверждается и другими евангельскими советами – например, стучать, чтобы отворили, искать и обретать, не зарывать талант в землю. Здесь показывается, что если верить, то всего можно добиться. Вера, которая сворачивает горы, дает высокую самооценку, которая вместе с упорным трудом приводят к успеху.

Получается, именно активная жизненная позиция проповедуется в христианстве. Не нужно поклоняться первому месту или деньгам, во что бы ни стало тянуться к ним ради почестей и гордыни. Это раскрывается в наставлении не пытаться услужить двум господам – Богу и Мамоне, где Мамона олицетворяет земные блага. Они не плохи сами по себе, подобно богатству, что не есть зло, но добро, если является средством для высоких целей. И грань между амбициями и честолюбием достигается в христианской позиции тем, что внимание человека не должно быть устремлено на обретение почестей, он не должен мечтать о самовозвышении, а будучи возвышен другими людьми – сохранять скромность и продолжать работать над собой. Именно такая формула ведет человека к подлинным победам, закладывает механизм успеха.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Стремится стать лучшим в своем деле – это всегда похвально и заслуживает уважения. Однако когда человеческие амбиции заставляют идти на аморальные поступки, такого человека не принимает общество. Что такое честолюбие и если человек честолюбивый – это хорошо или плохо?

Что такое честолюбие?

Психологические словари говорят про то, что честолюбие – это закрепленное в человеческом характере стремление достигать успехов в соответствии с личными целями в разных сферах жизни. Если сравнивать с целеустремленностью, то данный термин направлен на личные цели, а не на альтруистические. В отличии от алчности под честолюбием частично понимают получение материальной выгоды. Данное понятие является предметом этики, психологии, педагогики и других не менее важных гуманитарных наук.

Порой становится актуальным вопрос честолюбивый человек – это хорошо или же, наоборот, неприемлемо в обществе. В хорошем понимании честолюбие движет личностью для каких-либо достижений в своей деятельности. Другими словами человек все делает для того, чтобы выполнять свою работу идеально. При этом у него может быть желание выделиться, быть в центре внимания, получить лестные отзывы, подняться по карьерной лестнице.

Однако такой человек всегда свою работу выполнит на высоком уровне и на него можно положиться. Без такого качества как честолюбие никак нельзя в спорте, конкурсах и других соревнованиях. Здесь людям свойственно стремится к победам и это вполне здоровые амбиции. Однако бывают ситуации, когда человек напрочь может забыть про приличия для достижения целей, любит лесть и угодничать, тогда это не очень хорошо и даже можно назвать тщеславием.


Честолюбие и тщеславие - отличия

Если человек честолюбивый - это означает, что он непременно стремится быть лучшим в самых разных сферах жизни и это не может не вызывать уважение. Быть очень хорошим специалистом в своей сфере и при этом ответственно относится к работе не может не быть примером для окружающих. Это и является главным отличием честолюбия от тщеславия, где присутствует излишние привлечение внимания к своей персоне. Между тщеславием и честолюбием есть тонкая грань, когда одно из этих качество способно перейти в другое. В таких ситуациях человек может хвалить собственные заслуги.

Честолюбие и амбициозность

Под амбициозностью и понимают честолюбивые притязания, стремление к достижению поставленных целей. Здесь и желание получить определенный статус, достичь достойного положения. Когда говорится про здоровые , то речь идет про все те мотивы, побуждающие человека стремиться стать успешнее. Благодаря им, возникает желание добиться своих целей и стать успешнее. Однако, если амбиции ничем не обоснованы, то человек может выглядеть очень смешно.

Амбициозность может быть очень полезной для каждого человека. Так, без нее сложно обойтись желающим подняться по карьерной лестнице. Здесь победителем сможет стать тот, кто кроме профессионализма еще имеет и такие важные качества. Амбициозность часто помогает и в спорте, поскольку волевой человек вряд ли согласится с тем, что важно участие. Он непременно захочет стать победителем.

Высокомерие и честолюбие

Нередко честолюбие ассоциируют с высокомерием. Это связано с тем, что для человека важно быть уверенным в том, что он таки сможет достичь своих целей. Однако если уже на самом старте он засомневается, то его цель будет несбыточной. Люди с амбициями вызывают неоднозначное отношение. С одной стороны они восхищают, поскольку знают что хотят, но с другой стороны могут вызывать негативные эмоции, потому что могут совершать аморальные поступки. Иногда так происходит, когда речь идет про болезненное честолюбие. Это качество становится плохим или хорошим в руках самого человека.

Честолюбие и репутация

Каждый или практически каждый человек беспокоится о своей репутации. Особенно это актуально для занимающих высокие должности людей. Они стараются сделать все для того, чтобы не испортить собственное лицо в глазах окружающих. От того имеет ли конкретный человек честь честолюбие и будет зависеть. Так, если личность стремится достичь успехов в своей профессии и при этом старается выполнять обязанности идеально, у нее есть все шансы заслужить уважение в глазах окружающих.


Как развить честолюбие?

Иметь честолюбивые цели – это хорошо. Если есть желание развить честолюбие, вот несколько ценных советов:

  1. Необходимо как можно чаще повторять позитивные утверждения. Это такие заявление, напоминающие комплименты себе. С их помощью можно улучшить самооценку и навыки решения проблем в стрессовых ситуациях.
  2. Важно сконцентрироваться на том, что сможете получить и меньше думать про то, что есть возможность потерять.
  3. Необходимо думать про неудачи как про процесс ликвидации.
  4. Следует наслаждаться успехами, но при этом не зацикливаться на них.
  5. Нужно установить конкретные цели и при этом создать стратегию для их достижения. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Здесь имеет значение награждать себя каждый раз при достижении поставленной цели.

Честолюбие в православии

Православная религия утверждает, что честолюбие - это грех. Настоящий христианин не должен таким быть, потому что это может огорчить Бога. Христианская религия говорит про то, что каждый человек должен быть скромным и не выделяться. Библия рассказывает про то, что при жизни Иисус Христос исцеляя больных избегал славы и чести. Священное Евангелие гласит, что нужно избегать такого порока как гипертрофированное честолюбие.

Loading...Loading...