Биномы фантазии мастер-класс. Лев Николаевич Толстой «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться

«Для эффективного развития творческой фантазии нужна система упражнений и, главное, нужно обучение приемам фантазирования. Мало сказать: «Придумай то-то» - надо объяснить, какими приемами следует при этом пользоваться. (Приемы играют ту же роль, что и краски в живописи; не может быть и речи о том, что они мешают свободно фантазировать.)» Г.С.Альтшуллер

Одним из эффективных методов развития творческого воображения и причинно-следственного стиля мышления является «Бином фантазии», автором которого является известный итальянский писатель Джанни Родари.

Приставка «би-» обозначает «два»: би-нокль, би-план, би-цепс и др. Соответственно, «бином» — это «состоящий из двух частей». Для использования Бинома фантазии берутся два слова, лучше случайных, никак не ассоциирующихся друг с другом. Джанни Родари проводил такую аналогию: как один электрод не вызовет искру – необходимо два электрода, так и для фантазии необходимо два слова, провоцирующих друг друга, соседство которых необычно и необъяснимо на первый взгляд. Только тогда воображение активизируется в стремлении установить между этими словами связь, создать единое целое.

В ТРИЗ-педагогике Бином фантазии используется в двух сферах развития воображения:
- для генерирования идей новых объектов или преобразования имеющегося объекта;
- (речетворчество).
Сочетание двух несвязанных между собой слов осуществляется через изменение падежных окончаний и использование предлогов.

Например: ПЧЕЛА и ЛАМПА.

- Пчелиная лампа
- Ламповая пчела
- Пчела В лампе
- Лампа В пчеле
- Пчела ИЗ лампы
- Лампа ИЗ пчелы
- Пчела НА лампе
- Лампа НА пчеле
- Пчела ПОД лампой
- Лампа ПОД пчелой
- Пчела МЕЖДУ лампами
- Лампа МЕЖДУ пчелами

Алгоритм работы по методу:
1 шаг. Постановка цели (создание нового или совершенствование имеющегося объекта; получение идеи для написания фантастического рассказа).
2 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу. В случае усовершенствования имеющегося объекта одно из слов будет обозначать этот объект.
3 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменения падежных окончаний.
4 шаг. Рассматривание полученных сочетаний, их оценка и отбор наиболее полезных для реализации или наиболее интересных для написания рассказа.

В работе с детьми дошкольного возраста есть свои нюансы. Так как мы используем изображения, схемы, рисунки для обозначения определенных слов и предлогов, дети зачастую воспринимают слова слишком предметно, отталкиваясь от предложенного образа. Поэтому следует обращать внимание на то, что каждый образ имеет разнообразные варианты воплощения.

Так, например:
- Пчела может быть реальным насекомым, стилизованной поделкой, нарисованной и т.п.
- Лампы бывают настольными, карманными, потолочными и др.
- Предлоги могут обозначать разные сочетания: ИЗ – может быть как сделанный/состоящий ИЗ…, так и «выходящий», извлекаемый ИЗ…, и т.д.

Пример организации игры.
1 шаг. В преддверии Нового года предлагается придумать новые интересные новогодние украшение и/или оформление помещения.

2 шаг. Двум детям предлагается выбрать, не советуясь, две картинки: из серии новогодней атрибутики и любую на выбор.
ЕЛКА и ЗЕРКАЛО.

3-4 шаг. Составление возможных сочетаний с использованием схем предлогов и падежных окончаний. Обоснование – как такое сочетание возможно.
Зеркальная елка – искусственная елочка из блестящей зеркальной мишуры.
Елочное зеркало – настенное зеркало в форме елки.
Зеркало на елке – маленькие зеркала-елочные украшения. В них будут отражаться огоньки гирлянды, другие игрушки, и елка будет выглядеть более нарядно даже с небольшим количеством украшений.
Елка на зеркале – наклейки на зеркала, трафареты.
Зеркало в елке – футляр для карманного зеркальца, наподобие пудренницы, в виде елочки.
Елка в зеркале – поставить елку напротив большого зеркала: будет казаться, что в комнате 2 елки.
Зеркало под елкой – зеркальная подставка-крепление для большой новогодней елки.
Елка под зеркалом – верхушка для елки в виде крутящегося зеркально шара: отражая огоньки гирлянды и елочные игрушки, шар будет отбрасывать блики на потолок, стены, пол.
Зеркало над елкой – Потолочная зеркальная наклейка, украшенная снежинками, можно объемными – создает эффект снежного неба.
Елка над зеркалом – композиция, воссоздающая участок леса с ледяной гладью озера, которое изображает зеркало и возвышенным берегом, на котором находится елка.
И т.д.

5 шаг. Отбор вариантов и обсуждение возможностей реализации идей. При необходимости – альтернативные средства и способы реализации. Расширение возможностей — приветствуется.
Зеркало можно заменить фольгой. Изготовление елочных игрушек из фольги. Наклеить на окна трафареты. Создать настольную композицию в виде участка леса с озером, с использованием маленькой елочки, снеговичка из ваты, фигурок зверей и Деда Мороза.

Сегодня я маленько загрустил, сел было писать про новый метод, да волной воспоминаний смыло. Да так, что опомнился сказке на пятой…

В детстве (а в моём детстве не было ни интернета, ни цифровой записи) я заслушивался грампластинками «Мелодия» и зачитывался сказками одного странного итальянца - Джанни Родари.

Чтобы вы со мной оказались на одной волне, вот фрагмент одной его популярной сказки, про лукового человечка в овощной стране:

Я это всё к чему вспомнил? Как и подобает творческой личности, Джанни придумывал и использовал множество приёмов развития творческого воображения. Среди его изобретений есть один, построенный на причинно-следственных цепочках - «Бином фантазии». Где «би», как вы догадались, означает «два». Вспомните хотя бы .

Как это работает?

За основу берутся два существительных, между которыми нет прямой ассоциативной связи. В обычной жизни вы эти два существительных сознательно никогда рядом бы не поставили. Эта дистанция нужна, чтобы ваше сознание попало в ловушку построения ассоциативных связей и попыталось установить её между этими словами. Единую, и почти всегда фантастическую. Хорошо, когда слова для этого приёма выбираются случайно, или предлагаются разными людьми. Объединяют слова между собой через изменение падежных окончаний и использование предлогов.

Алгоритм использования бинома

  1. Ставите цель, например - создать новый объект или модифицировать уже имеющийся;
  2. Выбираете два слова, первично не связанных по смыслу. В случае, если модифицируете уже имеющийся объект, первое слово будет именно он;
  3. Составляете и записываете все возможные сочетания этих слов, меняя предлоги и падежные окончания;
  4. Анализируете полученные сочетания, и выбираете наиболее полезные (или наиболее реальные из абсурдных);
  5. Думаете, как реализовать.

Вариант посложнее

  • ×2 - вариант работы в паре, при этом каждый участник работает над своим биномом, а потом пара работает над объединением двух биномов

Плюсы и минусы

  • плюсы - это реально развивает вашу фантазию, это нереально весело
  • минусы - в области абсурдных идей и концепций сложно найти реализуемую и действенную

На своём примере

На входе два слова: система и лимонад, так получилось.
Смешиваем:

  • системный лимонад
  • система вне лимонада
  • система в лимонаде
  • лимонадная система
  • система из лимонада
  • лимонад от системы
  • система на лимонаде
  • в системе лимонада
  • и т.д.

Я выделил тот вариант, который показался мне очень уж интересным. Представьте, что некая подпольная организация разработала формулу лимонада от системы…

А теперь мультфильм!

Фантазия - это реальность на паузе, а пульт у вас в руке. Но что это?! Он до сих пор в целлофане?!

  • Джанни Родари: Грамматика фантазии - та самая книга, в которой автор пишет про бином фантазии в том числе.
  • Рэй Брэдбери: Дзен в искусстве написания книг - одна из сильнейших книг про креативность, которую я читал.
  • Ветас Разносторонний:
Помогите Проблема первой любви,нужно написать позицию автора по этому тексту. 1) У Саши был велосипед. (2) У меня тоже, только похуже.

(3) Соседская девочка Марина иногда брала у нас покататься велосипед, и я сильно мучился, если она предпочитала велосипед моего друга. (4) Однажды я взял у Саши баночки с цветной тушью, которые стояли на столе его отца, и решил написать письмо. (5) Это было первое письмо к девочке, и я писал его весь день. (6) И каждую строчку я писал разным цветом. (7) Сперва красным, потом синим, зелёным… (8) Мне казалось, что это будет лучшим выражением моего чувства. (9) Два дня я не видел Марину, хотя старался проезжать всё время у неё под окнами. (10) Потом вышел её старший брат и стал меня пристально рассматривать. (11) И на его лице было ясно написано: «А я всё знаю». (12) Потом брат скрылся и выбежала Марина. (13) И в знак хорошего ко мне расположения попросила велосипед. (14) Проехала один раз для вида и сказала, чертя носком маленького ботиночка по земле: (15) –Ну, вот что. (16) Я отвечу на письмо, если ты принесёшь мне цветов. –(17) И она топнула твёрдо своим маленьким ботиночком. –(18) Цветы нужны сейчас! (19) Я ринулся в городской сад. (20) Цвели одуванчики, и я собирал их, как рассыпанные солнечные зайчики. (21) Скоро среди лужайки возвышалась целая золотая горка. (22) И вдруг меня охватила первая мужская робость. (23) Как же при всех поднесу ей это?. (24) Я накрыл цветы лопухами и пошёл домой. (25) Нужно было подумать. (26) И решиться. (27) На следующий день Марина скакала с подругами на тротуаре, расчерченном мелом, и на меня взглянула очень строго: (28) –Где же твои цветы? (29) Я опять побежал в сад. (30) Я уже знал, что буду делать. (31)Нашёл свою лужайку, откинул лопухи –иобмер: передо мной лежала куча вялой травы. (32) Золотые искры цветов потухли навсегда. (33) А Марина? (34) Марина каталась с тех пор только на Сашкином велосипеде.

(1) Некоторое время волею судеб мы жили в деревне Светихе, занимая половину пятистенного дома.(2) Против дома - ровная зеленая лужайка. (3) По ней

приятно ступать босиком, лежать на ней в тени развесистой старой липы. (4) И вот мы видим из окна, как соседка наша Нюшка выносит большой таз помоев и выливает его на лужайку, как раз против окон. (5) Нюшке понравилась чем-то лужайка, и она каждый день стала носить помои и выливать их на одно и то же место. (6) Зловонная черная язва образовалась на нашей чистой зеленой лужайке. (7) И мы пошли делегацией на другую половину дома. (8) Я и жена говорили о вреде мух, о свирепости летних болезней, о чувстве и значении прекрасного. (9) Нюша слушала молча, пока мы не дошли до ее конкретной помойки. (10) Соседка тут же послала нас довольно-таки далеко, но все же с указанием самого точного, недвусмысленного адреса. (11) Бросив свою энергичную, из четырех слов состоящую фразу, она ушла за перегородку, а мы как ошпаренные выскочили из избы. (12) Между тем события развивались. (13) Чтобы хоть как-нибудь нейтрализовать действие помойки под окнами, жена посыпала гнилую черную язву дустом: все-таки дезинфекция. (14) Нюша наблюдала из окна за санитарно-гигиеническими действиями вражеского стана, и не знаю, на какую фантазию подтолкнуло бы ее увиденное, но совпало так, что у Нюши околел петух. (15) Не думаю, чтобы от дуста. (16) Тогда почему же не передохли все остальные куры? (17) Но в воображении Нюшки факт переломился по-своему: она решила, что ей объявили войну, что война эта ведется недозволенными химическими средствами. (18) Нужно было ждать ответных действий, и они не заставили себя ждать долго. (19)В тихий предвечерний час в комнату с рыданием вбежала моя жена и бросилась на кровать. (20) Долго она не могла объяснить мне, что случилось, и вдруг выпалила: - Иди и немедленно застрели Рубикона. (21) Оказывается, Нюшка только что, пять минут назад, пришибла палкой нашего Афанасия - прекрасного пушистого котенка. (22) Жена рыдала и требовала немедленной мести. (23) Дело, значит, будет выглядеть так: я в ответ на Нюшино злодеяние убиваю Рубикона - она затаптывает в грязь наши простыни, вывешенные сушиться в саду; я беглым огнем истребляю всех ее кур и уток, возможно, поросенка - она ошпаривает кипятком наших детей... (24) Вероятно, так и началась история на земле. (25) Крупица зла породила горошину зла, горошина породила орех, орех - яблоко... (26) И вот в конце концов накопился океан зла, в котором может потонуть все человечество. (27) – Выход есть: возьми пачку дрожжей, что я привез из Москвы, и отнеси ей, - сказал я. (28) Жена посмотрела на меня испуганно, как на сошедшего с ума, у нее даже слезы высохли. (29) – Да лучше я ее съем за раз всю! – прошептала она. (30) – Скажи, что подарок этот от нас, - твердо проговорил я. (31) – Ни в жизнь! (32) – Возьми и отнеси!.. (33) И жена пошла. (34) Я понимал, что она сейчас совершает героический поступок, в некотором смысле даже великий, потому что подняться на ступеньку труднее, чем спуститься, вылезти из болота на сухое место более трудно, чем с сухого места шагнуть в болото, а самое трудное во все времена и для каждого человека - переступить через самого себя… (35) Когда она вернулась, глаза ее сияли, а голос прерывался от радостного волнения. (36) Оказывается, соседка, поняв, что к ней пришли с миром, вдруг заплакала и бросилась обнимать жену. (37) А потому обе они плакали на плече друг у дружки. (38) Не успели мы успокоиться, как Нюша появилась на нашем пороге – глаза ее светились счастьем, в руках она держала большое решето, полное отборного репчатого лука.

пожалуйста помогите написать небольшое сочинение

Люди помогите написать сочинение по вот этому рассказу срочно нужно через 1 час 20 минут здавать его помогите чем сможите(1)В детстве многие

чувствовали себя абсолютно счастливыми без особых на то причин, радовались жизни и природе во всех ее проявлениях. (2)Но когда выросли, стали работать и погрузились в мир бесконечных взрослых проблем и забот. (3)«Мы все спешим и таем, как снежинки на ветру», - именно так можно охарактеризовать нашу жизнь.(4)Современная жизнь - это бесконечные гонки на выживание, ведь за отведенные нам годы надо успеть сделать так много. (5)К известным принципам «посадить дерево, построить дом и вырастить детей» прибавляется еще большой список целей: сделать карьеру, купить автомобиль, разбогатеть и т.д. (6)И порой в бесконечной погоне за лучшей долей, в борьбе за место под солнцем мы перестаем замечать красоту окружающего мира, окружающих нас людей, не слышим пение птиц, словом, пропускаем такие обычные, но вместе с тем необыкновенные мгновения, из которых и состоит наша жизнь.(7)А ведь именно благодаря таким мгновениям человек бывает по-настоящему счастлив. (8)Время так быстротечно, и стрелки любимых настенных часов неумолимо движутся вперед, и близкие люди уходят из этого мира, так и не услышав, как они были нам дороги, а дети вырастают без должного родительского внимания и тепла...(9)Человеку всегда чего-то будет не хватать для полного счастья. (10)Особенно сложно живется в современном мире, когда со страниц газет и с экранов телевизора на нас обрушивается поток негативной информации о катастрофах, войнах, убийствах, реформах... (111)Послушав такую информацию, любой может впасть в депрессивное состояние и начать воспринимать жизнь в черном свете. (12)И тогда одна за другой начинают приходить беды, внезапно появляются разные хвори и болячки. (13)И кажется, что жизнь - это беспросветная полоса проблем и забот.14)Как исправить эту ситуацию, как впустить счастье в свой дом? (15)Как ни абсурдно это прозвучит, но сделать это под силу каждому. (16)Авторы бесчисленных книг по психологии и эзотерике постоянно акцентируют наше внимание на простом факте: «Человек сам хозяин своей судьбы». (17)Следовательно, мы порой сами виноваты, что в нашем организме появилось столько болячек.(18)Дело в том, что негативные эмоции, гнев, чувство вины ведут к болезням. (19)Известная американская писательница Луиза Хей написала на эту тему свыше десятка книг и даже разработала систему, согласно которой каждому заболеванию присуща своя негативная мысль, плохая эмоция. (20)Своими черными мыслями мы создаем негативный сценарий жизни, программируем себя на неудачи. (21)Ведь наше подсознание - это своего рода грядка, на которой произрастают как семена клубных цветов (положительные мысли и эмоции), так и сорняки (негативные мысли и эмоции).(22)Раз мы сами создаем свою жизнь, может, вместо негатива нам стоит подумать о чем-нибудь хорошем? (23)Послушать хорошую, веселую музыку, посмотреть комедийный фильм или послушать выступление юмориста? (24)И как бы ни было нам плохо, не нужно отдаляться от близких и друзей. (25)0ни нуждаются в нашем внимании, им так нужно чувствовать нашу любовь и заботу. (26)Поделитесь с ними своими радостями или расскажите о своих проблемах и, поверьте, вам станет значительно легче. (27)Если у вас никого нет, тоже не стоит отчаиваться. (28)3аведите себе кошку, собаку или же волнистого попугайчика, они помогут скрасить ваш досуг. (29)Глядя на весело резвящегося котенка или маленького щенка, с любопытством изучающего мир, вы забудете о своей грусти.(30)Старайтесь ценить незатейливые моменты жизни, ведь это так просто. (31)Посмотрите в окно и вы увидите, какая красота окружает нас. (32)Летняя синева небес и изумрудные гривы деревьев, весенняя капель и весело шумящие ручейки, осенний золотой листопад или белоснежные сугробы зимы - все это великолепие является бесплатным лекарством от депрессии и пережитого стресса. (33)Воспользоваться им можно в любой момент и без причин почувствовать себя счастливым человеком.(Е. Лебедева)

помогите написать сочинение рассуждение по тексту,очень срочно)спасибо заранее огромное Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стекла и

нагонял на душу тоску. В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семенович Иудин. "Ну что такое наша жизнь? – рассуждал он в унисон с плачущим небом. – Что она такое? Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... На что она нам дана? Ведь не для печалей же бог, благой и всемогущий, создал мир! А выходит наоборот. Слез больше, чем смеха...» Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок. "Н-да, – продолжал он задумчиво, – в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. Их создало само человечество. Оно само породило этот бич. А для чего, спрашивается, для чего?" Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу. "А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. Вот, например, идет богатая похоронная процессия. Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. Факельщики важно выступают с фонарями. На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? Пригрел ли бедняка? Конечно, нет... мишура!.." – Что вам, Семен Иваныч? – Да вот затрудняюсь оценить костюм. По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь. Говорит: детишки больны, лечить надо. – И шесть рублей будет многовато. Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. Только вы уж осмотрите хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна... "Нда-с, так вот она – жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. Сзади нее плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца... А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования… Что там еще? " – Шубку старуха принесла... сколько дать? – Мех заячий... Ничего, крепка, рублей пять стоит. Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..." Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. На глазах его выступили слезы – крупные, блестящие… крокодиловы слезы. (А.П. Чехов)

Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Шрифт:

100% +

Приложение

ДРАКА
(коллективный рассказ на занятии в 3 классе)

«Жил-был в аквариуме динозавр, который занимался выращиванием редиски. Однажды поехал он сажать семена и не заметил, как от автомобиля отвалилось блестящее колечко. Пришло время собирать урожай. Снова поехал динозавр на своё поле. Собирает редиску и вдруг видит: корона выросла. Обрадовался динозавр, а автомобиль говорит:

– Это моя корона, она из моего колечка выросла!

– Нет, моя, ведь она на моём поле росла! Так они и подрались.

А вы как думаете, чья корона?»

КОЛЮЧИЙ КРОКОДИЛ
(исходное предложение – в начале сказки)

«Однажды в Африке слон ананасом нарисовал крокодилу иголки. Крокодил был страшно доволен: его и так все боятся, а тут он ещё с колючками! А так как он был голодный, то решил пойти позавтракать и заодно проверить, как будет действовать новое приспособление…»

ЗА ИЗУМРУДАМИ
(исходное предложение – в середине сказки)

«В одном автобусном парке жили-были семь автобусов.

Жили они не очень дружно, постоянно спорили: кто из них быстрее ездит. Пассажирам от их споров было не очень-то хорошо: только автобус подъедет к остановке, тут же отъезжает. (Правда, если успел зайти, то домчишься очень быстро.)

Сами автобусы тоже страдали от этого: нередко попадали в аварии, быстро снашивали шины, от большой скорости начинали фары болеть…

Однажды в книжке, забытой на переднем сиденье, один автобус прочитал про изумруды – волшебные камни, обладающие целебной силой. Он решил раздобыть изумруды, чтобы стать самым быстрым и выиграть спор.

И ночью, когда все автобусы спали, он отправился в дорогу…

Изумруды были найдены во дворе ювелирного магазина… Правда, почему-то они были не изумрудного, а салатного цвета, но автобус решил, что ему это кажется из-за плохого освещения. И только он приготовился «подзаправиться» изумрудами, как сзади послышался шум моторов – это все остальные автобусы примчались за ним.

Распихивая друг друга, автобусы быстро подобрали камни и уехали обратно в парк.

Наутро оказалось, что семь автобусов наелись кислых изумрудов.

Что тогда началось! На каждой остановке автобусы простаивали по полчаса, а то и больше, чтобы прийти в себя; смену закончили гораздо раньше, ни про какие скорости в этот день они и думать не могли…

За ночь автобусы отдохнули, окрепли, но когда вышли на линию и привычно захотели мчаться наперегонки, задумались: «А может быть, хватит уже соревноваться, кто быстрее? Может быть, теперь пора выяснить, кто лучше работает, а?..»

РЕМОНТ
(исходное предложение – в конце сказки)

«Решила Баба-яга в лесу порядок навести. А то все говорят: «Дремучий лес! Дремучий лес!» Никто и заходить не хочет. А как же жить Бабе-яге, кого пугать, на кого страх нагонять? Вот если бы было в лесу, как в парке: дорожки асфальтовые, клумбы кругом, беседки, скамеечки… Народ бы сразу в лес потянулся…

Придумала так Баба-яга, потом села и, как хорошая хозяйка, подсчитывать начала: «Сколько цветов пересадить нужно? Сколько берёз на скамеечки пустить? Сколько асфальта нужно, чтоб на все лесные тропинки хватило? Какой толщины асфальт делать, чтоб Кощей своими костями его не проткнул?»

Подсчитала – пригорюнилась, это ж столько сил и средств потратить придётся! Решила пойти к Кощею за советом. Взглянул Кощей на её расчёты да как закричит: «Как ты посмела считать, сколько асфальта ноги Кощея истопчут?! Всё моё в лесу, где хочу – там и хожу! Не бывать лесу парком, пока я жив!..»

Так и остался лес дремучим, ведь Кощей-то – бессмертный…»

Занятие 18
Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка»

Основная мысль занятия: можно придумывать сюжеты сказок и новые слова с помощью приёмов «Бином фантазии», «Произвольная приставка».

1. Игра на внимание «Кто? – Что?» (3 мин)

Учитель называет слова, обозначающие живые и неживые объекты, а также может указывать на различные объекты в классе. Если называется или показывается «живое», дети хором говорят «Кто?», если «неживое» – «Что?».

2. Объяснение приёма «Бином фантазии» (15 мин)

– Один из самых известных приёмов фантазирования, придуманный Джанни Родари, называется «Бином фантазии».

Но вначале нужно разобраться, что обозначает новое для вас слово «бином».

Догадайтесь, что обозначает приставка «би-», если известно, что «бинокль» – это прибор, в который надо смотреть двумя глазами (биплан – самолёт с двумя плоскостями, бицепс – двуглавая мышца…)?

– Совершенно верно, «би-» – обозначает «два», а корень «-ном» очень похож на тот, который слышится в словах «антонимы», «синонимы», «омонимы»… Что обозначают эти слова?

– Корень «-ном» переводится как «слово». Таким образом, получается, что бином – это «два слова». Но это должны быть такие слова, чтобы при их столкновении возникала «искра», из которой потом появится сказка. Сегодня мы с вами будем учиться придумывать сказки с помощью приёма «Бином фантазии».


Последовательность работы по приёму:

1) Два ученика записывают по одному слову с разных сторон доски так, чтобы не видеть то, что пишет другой. Один из них записывает название живого существа, другой – неживого предмета. Затем доски открываются, и написанная пара слов становится отправной точкой для создания новой необычной истории. Например: варежка – муха.

2) При помощи различных предлогов составляются и записываются всевозможные словосочетания.

Например: муха на варежке, варежка из мух, муха в варежке, варежка без мухи, муха из варежки…

3) Развитие темы – сочинение истории с соответствующим названием.

Примечание. Не все истории будут одинаково интересны. Увлекательность истории зависит не только от выбора слов, но – прежде всего – от умения детей увидеть нечто необычное в предложенном сочетании, использовать слова не только в прямом значении; не бояться «уходить в сторону», когда следуешь за возникшей ассоциацией.

Например, ситуацию «Муха на варежке» можно рассмотреть как совершенно обыкновенную: «На варежку села муха, потом улетела», а можно – и как сказочную (различные варианты – см. приложение).

На занятии достаточно рассмотреть 2–3 различных бинома.

3. Проверка домашнего задания (5–7 мин)

Сказки «О том, как убежала буква…» оцениваются с точки зрения интересности, разработанности сюжета, отстройки от варианта Джанни Родари.

4. Объяснение приёма «Произвольная приставка» (10–12 мин)

– Вы придумывали сказки о приключениях обычных букв. А как вы себе представляете необычные буквы, например аква-букву-водяную или астробукву (звёздную), вице-букву (помощницу букв), монобукву (единственную на весь алфавит), экс-букву (бывшую букву, например букву «ять»)?

– Получается, что достаточно к слову «буква» добавить необычное начало – и возникает новая интересная идея. Такой приём называется «Произвольная приставка».

На доске записано 6–7 различных приставок в столбик.


Например:

супер-, вице-, полу-, аэро-, анти-, зоо-, мото-, астро-, видео-, архео-, мело-, моно-, аква-…

Затем обсуждаются значения приставок и приводятся соответствующие примеры (можно записать на доске).


Например:

Супер– сверх (супермен).

Вице– помощник (вице-президент).

Полу– половина (полушарие).

Аэро– воздушный (аэропорт).

Анти– против («антимоль»).

Зоо– животный (зоопарк).

Мото– приводящий в движение (мотоцикл).

Астро– звёздный (астрономия).

Видео– видеть (видеокамера).

Архео– древний (археолог).

Мело– музыкальный (меломан).

Моно– единственный (монолог).

Аква– водяной (аквариум).


Далее каждая пара или группа учеников получает название 1–2 объектов, которые необходимо «усовершенствовать», добавив произвольную приставку, и объяснить, где и для чего можно будет использовать новый объект.

Примеры объектов:

кисточка, кровать, топор, зонтик, ведро, лыжи, сковорода, будка…


Примеры «усовершенствований»:

– мелокровать (музыкальная кровать, играет спокойные мелодии, когда засыпаешь, и бодрые по утрам);

– видеокисточка (превращает рисунки в мультфильмы);

– вице-зонтик (помощник зонтика, раскрывается над ним, чтобы он не промокал…).

5. Домашнее задание (3 мин)

Придумать решение сказочной задачи (по сюжету сказки Дж. Родари «Планета Новогодних Ёлок»).

«Во время космического путешествия корабль, на котором летел мальчик Марко, был подвергнут нападению собак-пересобак. От обычных собак их отличали громадные размеры, собаки были похожи на каких-то чудовищ, и при этом оглушительно лаяли. С кораблём они сделать ничего не могли, но их лай, казалось, заполнил всё вокруг.

К счастью, корабль двигался быстрее, чем собаки, и вскоре они остались далеко позади.

… Но вот однажды, когда Марко уже находился на Планете Новогодних Ёлок, вдруг раздался из громкоговорителя взволнованный голос:

– Внимание! Внимание! Армада лающих собак-пересобак снова несётся к нашей планете. Немедленно заткните уши и оставайтесь в таком положении до конца тревоги!..

Вред жителям планеты собаки причинить не могут, но их оглушительный лай долго выдержать невозможно.

Что нужно сделать, чтобы собаки перестали лаять?»

6. Подведение итогов занятия (3 мин)

Можно обсудить «бином фантазии», связанный с неожиданным окончанием занятия (типа: «звонок + пантера», «перемена+ + таракан», «журнал + соловей»…)

Приложение
ВАРИАНТЫ СЮЖЕТОВ СКАЗКИ «МУХА НА ВАРЕЖКЕ»

– «Пятнышко на варежке напоминало муху, девочка стала с ним играть, и пятнышко ожило, превратилось в настоящую муху со своими желаниями, просьбами, капризами, которые девочке пришлось выполнять…»

– «Не желая засыпать на зиму, одна любопытная муха с осени забралась в варежку…» Её приключения зимой (ведь она никогда не видела снега, льда; не знает, что такое холод, метель…). Можно рассмотреть сюжет, как она познакомилась и подружилась со снежинкой – «зимней» мухой – и т. д.

– «Дед Мороз на Новый год дарил детям не только подарки, но и умения, в зависимости от того, какой узор был вышит на варежке: у кого ягодки, тот сразу стал прекрасным кондитером; у кого снеговик – перестал мёрзнуть зимой; у кого полоски, похожие на волны, – тот сразу же научился плавать… У одного мальчика на варежке узор был какой-то непонятный, напоминающий муху, – и Дед Мороз подарил ему умение летать…»

– «Варежка – кличка пушистого беленького котёнка ростом с варежку, а Мухой звали маленького чёрного цыплёнка, который постоянно откуда-то падал – учился летать… Рассказ об их дружбе и способе передвижения, когда они отправлялись в путешествия – Муха на Варежке, различные приключения и т. д.»

Занятие 19
Приём «Что потом?»

Основная мысль занятия: можно научиться придумывать продолжения сказок.

1. Загадки-шутки (3–5 мин)

Учитель предлагает 8–10 шуточных вопросов, неизвестных детям. Этот этап занятия можно провести в виде игры «да-нетка» с ограничением количества вопросов (не больше 3–5 по каждой загадке).

Затем анализируется выполнение задания: какие ответы сначала приходили в голову, а какие – потом, когда помогала отвечать психологическая инерция.


Примеры вопросов (в скобках – ответы):

– Под каким деревом заяц прячется во время дождя? (Под мокрым.)

– Как по-английски вытирать пыль? (Так же, как и по-русски: тряпкой.)

– Кто ходит сидя? (Шахматист.)

– Может ли курица назвать себя птицей? (Нет, она не умеет говорить.)

– Что находится посередине земли? (Буква М.)

– Что бывает в пустом кармане? (Дырка.)

– Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Нисколько, горошины не ходят.)

– Сколько яиц голодный человек может съесть натощак? (Одно, все остальные будут уже не «натощак».)

– Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник ставит на 9 часов утра. Сколько времени будет спать профессор? (Один час, будильник «не различает» 9 часов утра и вечера.)

– Горело 7 свечей. 2 погасли. Сколько осталось? (Остались две погасшие, остальные сгорели.)

– Шли три чудака, нашли три пятака. За ними пятеро идут, сколько они найдут? (Неизвестно, но скорее всего – нисколько.)

2. Практическая работа «Что потом?» (12–15 мин)

Обычно дети воспринимают сказку как законченное целое, в котором «ни убавить, ни прибавить».

Использование приёма фантазирования «Что потом?» позволяет придумывать продолжения известных сюжетов.

Учитель предлагает придумать продолжения некоторых сюжетов.


Например:

– Лиса съела Колобка, что потом? Как Колобок себя вёл внутри Лисы? Может быть, он продолжал петь и мешал ей охотиться? А, может, он смог выскочить и убежать от Лисы, когда она зевнула?..

– Золушка стала жить с принцем во дворце, а что потом? Продолжала ли она заниматься хозяйством по привычке? Как складывались её отношения с сёстрами и мачехой? Осталась ли она доброй, кому она помогала во дворце?..

– За вредность старухе Шапокляк подарили связку воздушных шаров, и она улетела. А что было потом? Где она приземлилась? Как объяснила своё появление? Как потом отомстила Чебурашке и его друзьям?..

– Мойдодыр вымыл неряху, а что потом? Стал ли мальчик аккуратным? Как родители и товарищи отнеслись к тому, что он изменился?..


Желательно, чтобы 3–4 сюжета обсуждались кратко (ответы на вопросы), а один сюжет (по выбору детей) можно рассказать подробно, как «настоящую» сказку.

Возможен вариант, когда дети придумывают продолжение по цепочке, а затем учитель повторяет готовый сюжет.

3. Проверка домашнего задания (5 мин)

Варианты решения проблемы «Как спастись от лая собак-пересобак» оцениваются не только с изобретательской точки зрения, но и с позиций гуманности (предложения, связанные с тем, чтобы этих собак убить, взять в плен, покалечить… – не засчитываются).

Можно обсудить, почему эти варианты неприемлемы, к каким последствиям могут привести негуманные решения.

4. Работа в группах «Сказки с тремя концами» (10–12 мин)

– Можно сказать, что у нас получилась одна сказка, у которой много концов – ваших способов выхода из ситуации. Когда читаешь сказку, иногда бывает, что конец не очень нравится, хочется, чтобы он был другим, но что поделаешь – книга уже написана…

А Джанни Родари придумал необычные сказки – сказки с тремя концами, из которых читатель сам может выбрать тот, который ему больше нравится.

Например, сказка про приключения Буратино, у которого нос увеличивался, когда он начинал лгать. Буратино врал и разбогател на торговле строительными материалами (он нос отпиливал и продавал). А вот три конца этой сказки: в одном варианте Буратино стал богатым, но остался добрым и помогал другим; по другой версии, Буратино однажды случайно сказал правду и всё его богатство исчезло, а нос больше не «работал»; в третьем варианте один человек смог перехитрить Буратино и обмануть его, забрав себе всё его богатство…


Задание группам: придумать несколько концов к известным сказкам (сказки предлагает учитель, или дети выбирают их сами по желанию).

Подведение итогов работы: оцениваются концы сказок с точки зрения разнообразия сюжетов.

5. Домашнее задание (2–3 мин)

Придумать несколько продолжений ситуации: «Ученик пишет с ошибками. К чему ХОРОШЕМУ это может привести?».

6. Упражнение «Фантастические продолжения» (3–5 мин)

Учитель называет какое-либо реальное событие. Например: прошёл дождь, нарисовали портрет, замычала корова, сломался велосипед, выросла ромашка… Нужно придумать сказочные, необычные последствия.


Например:

– Прошёл дождь, но на земле вместо травы выросли новые дождики (капли были семенами дождя). А что было потом?

– Нарисовали портрет, а он умел слышать и говорить. Где и для чего его можно использовать?..

– Корова замычала, и у каждого, кто её слышал, появился в руках стакан молока. Чем всё закончилось?

7. Подведение итогов занятия (3 мин)

Можно провести в виде обсуждения: «Что было на занятии? Что будет потом? А чего бы хотелось?»

Занятие 20
Приём «Творческая ошибка»

Основная мысль занятия: для придумывания сказки можно использовать ошибки в словах.

1. Игра на внимание «Запрещённое движение» (3 мин)

Учитель показывает различные движения, которые нужно вслед за ним повторять. При этом какое-либо движение (например, руки вверх) объявляется запрещённым, его повторять нельзя (можно показать другое или остаться в предыдущем положении).

Игра проводится в быстром темпе на выбывание.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

– Мы играли в игру, в которой правила нельзя было нарушать. В жизни тоже существует множество правил и запретов, которые лучше не нарушать: нельзя играть со спичками, перебегать дорогу перед приближающейся машиной, чистить уши острыми предметами (продолжите сами).

В школе вас тоже окружают правила, и их нарушение имеет неприятные последствия: можно получить «двойку», могут наказать, придётся переделывать работу и др.

Но, может быть, в ошибках есть что-нибудь и хорошее?


Дети высказывают свои предположения, в конце учитель обобщает:

– Действительно, на ошибках учатся. А Джанни Родари открыл, что на ошибках можно не просто учиться, а учиться фантазировать. Этим сегодня мы будем заниматься.

3. Работа в группах «Объясни ошибку» (12–15 мин)

– Если написать слово «автомобиль» правильно, без ошибок, то фантазия не работает – это обыкновенная машина, которую все знают. А если ученик ошибся и пропустил какую-нибудь букву или нечаянно вписал лишнюю… И тогда могут получиться вот такие слова: «атомобиль» – наверно, он использует атомную энергию вместо бензина; «автомобил» – в нём, пожалуй, очень жёсткие сиденья; «автомобуль» – эта машина умеет плавать; а «автормобиль» – это специальный автомобиль для писателей.

Про каждую из таких машин уже можно сочинить какую-нибудь интересную историю… Приведите свои примеры, когда ошибка помогает увидеть в предмете что-то необычное, смешное.

– Интересные сюжеты получаются, когда берётся не отдельное слово, а слово в предложении, особенно если оно всем хорошо известно.

Например, ошибка в пословице «Ум – хорошо, а два лучше» привела к такому высказыванию: «Ус – хорошо, а два лучше». Такое действительно может быть, попробуйте объяснить: кому и для чего мало одного уса, а нужно обязательно два?

– А можно объяснить не одним предложением, а придумать сюжет…


Группы получают 1–2 предложения с ошибкой (можно использовать пословицы, стихотворные строчки, ошибочные предложения из детских работ – см. приложение), нужно объяснить, как и почему такое произошло.

Оценка работ производится с точки зрения разработанности сюжета, убедительности и оригинальности причин.

4. Упражнение «Кит и Кот» (15 мин)

– Поэт Борис Заходер придумал длинную сказку под названием «Кит и Кот». А сюжет её строится именно на том, что была допущена ошибка, и вот что получилось:


Кот – огромный, просто страшный,
Кит был маленький, домашний,
Кит мяукал, Кот пыхтел,
Кит купаться не хотел…
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану,
Ловит Кит мышей на суше,
Кот на море бьёт баклуши…

Но потом возникла проблема, когда перед китобойным судном вдруг появился Кот-великан… Всё заканчивается хорошо: в тексте обнаружили опечатку, исправили ошибку, и всё стало на свои привычные места…


Учитель предлагает детям сочинить аналогичную сказку.

Последовательность сочинения:

1) Выбрать два любых слова, схожие по звучанию.

Например:

Ворона – корона.


2) Поменять местами выбранные объекты.

Например:

Ворона оказалась на голове у королевы, а корона – на огороде.


3) Дать объяснение, как такое может быть.

Например:

«Однажды подул такой сильный ветер, что с головы королевы сдуло корону и занесло её на огород за городом… В это время спящая ворона свалилась с ветки прямо на голову королеве, но она ничего не заметила…»

4) Развить сюжет (придумать продолжение сказки).

Например:

«Ворона проснулась и очень удивилась, увидев, что она попала на бал во дворец. В это время королева подошла к зеркалу и обнаружила, что у неё на голове сидит ворона. Но так как дело было на балу, то королева не стала прогонять ворону, а, наоборот, велела украсить её драгоценностями… Придворные решили, что это новая мода, и по всей стране началась охота за воронами, чтобы они служили украшением женских причёсок…

В это время бедный крестьянин нашёл на огороде корону и решил её продать на базаре. Но оказалось, что корону никто не хотел покупать, потому что все покупали только ворон…

И крестьянин придумал вот что: он начал делать короны, украшенные воронами, и продавал их, уверяя, что искусственные вороны гораздо удобнее, чем настоящие, а драгоценности для украшения он брал из короны…»

Примечание. Обычно на занятии во время коллективной работы цельной законченной сказки не получается, только обозначаются направления развития сюжета.

5. Домашнее задание (2–3 мин)

Развить сюжет, придуманный на занятии, или сочинить свою аналогичную историю.

6. Подведение итогов занятия (3–5 мин)

«Жил как-то один молодой человек, который мечтал стать великим изобретателем. Он учился день и ночь, учился много лет и, наконец, сказал себе:

– Я многому научился, стал УЧОНЫМ, и теперь всем покажу, на что я способен!

Он сразу же принялся за эксперименты, и ему удалось изобрести дырки в сыре. Но потом он узнал, что дырки уже были изобретены.

И тогда он начал учиться заново. Учился с утра до вечера и с вечера до утра, учился многие месяцы и, наконец, сказал себе:

– Пора кончать. Теперь я уже УЧОННЫЙ… Надо посмотреть, на что же я способен.

И все увидели, что он изобрёл дырки в зонтике. И все очень смеялись. Но он не пал духом, а снова взялся за книги, продолжал свои эксперименты и, наконец, сказал себе:

– Ну, вот, теперь я уверен, что не ошибаюсь. Теперь я просто УЧЁННЫЙ.

Но всё-таки он опять ошибался. Он придумал окрашивать корабли акварельными красками. Это было очень дорого и меняло цвет моря.

– И всё-таки я не отступлюсь! – решил отважный изобретатель, у которого голова уже покрылась сединой.

Он снова сел за книги и занимался так много, что действительно стал УЧЁНЫМ. И тогда он смог изобрести всё, что ему хотелось. Он придумал, например, машину для поездок на Луну; поезд, которому достаточно было одного-единственного зёрнышка риса, чтобы промчаться тысячу километров; туфли, которые никогда не снашивались, и множество других таких же интересных вещей.

Одного только он не смог придумать – как научиться никогда не делать ошибок. И, наверное, никто не придумает этого».


Лев Николаевич Толстой «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше будет вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».














Письмо-речка. В ласковом и добром письме искупаешься, как в речке в жаркий день. Рука-береза. Белые, гибкие руки берез…Березовые ветви, как ласковые руки, протянулись к нам. Лампа-роза. Как роза, кокетлива лампа настольная. Окно-зеркало. В окно, как в зеркало, гляжусь. И в зеркале окон дома, машины, фонари. Топор-мысль. Мысль учёного остра, как топор. Перец-костёр. Оратор распалился, как костер, брызгая во все стороны остротами, насмешками, жгучими, как перец. Книга-запятая. Точка, точка, запятая, вышла книжка непростая. Борода-самовар. Снизу самовар почернел, потемнел, как будто бороду ему прилепили.



Loading...Loading...